Главная Культура Афиша 00:13 16 Сентября 2016 4515
О мама миа - Рафаэль в Москве!

Корреспондент «Труда» узнал секрет, как в толпе остаться с глазу на глаз с титаном эпохи Возрождения

Елена Широян

В первый день выставку «Рафаэль. Поэзия образа» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина посетили три тысячи счастливчиков. Больше камерный зал экспозиции вместить не смог. Ради сохранности бесценных экспонатов действуют строгие ограничения: не более 11 сеансов в день, каждый длительностью 45 минут. Уже раскуплены онлайн-билеты на месяц вперед, но, к счастью для ценителей прекрасного, выставка продлится до середины декабря.

В России прежде не было выставок этого великого художника, несмотря на близкое с ним знакомство. Конечно, главной для нас была и остается «Сикстинская Мадонна», которую в 1955 году показали в ГМИИ вместе с другими шедеврами из Дрезденской галереи перед их отправкой в ГДР. Тогда вокруг ГМИИ стояли огромные очереди, люди жгли костры и дежурили ночами, а «церемония прощания с Дрезденкой» собрала более 1200 тысяч зрителей.

А в нашем главном музее, Эрмитаже, когда-то было целых четыре картины Рафаэля. Увы, в 1931 году две были потеряны в ходе сталинских «распродаж»: уже давно «Мадонна Альба» и «Святой Георгий» украшают Национальную художественную галерею США. По счастью, большевики не сошлись в цене с американским миллионером Эндрю Меллоном, иначе по его завещанию в Вашингтоне могли бы висеть еще и «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство». Но оставшиеся в Эрмитаже картины гения Ренессанса не были включены в состав эпохальной выставки. Концепция ее иная: итальянцы предложили показать Рафаэля из своих собраний. И галерея Уффици совместно с ГМИИ в рекордный срок, всего за полгода, реализовали замысел.

На выставку работ Рафаэля Санти прибыли восемь живописных и три графические работы из трех городов Италии. В их числе «Автопортрет» (1506), хранящийся в Уффици (Флоренция), «Мадонна Грандука» (1505) и парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506) из Палатинской галереи, а также «Немая» из Урбино и «Экстаз святой Цецилии» из пинакотеки Болоньи.

По времени проект совпал с приближающимся 500-летием со дня смерти Рафаэля. Однако темой выставки стала не скорбная годовщина (а внезапную смерть Рафаэля в возрасте 37 лет, в точности как Пушкина, оплакивала не одна лишь Италия), но восприятие творчества маэстро в российской культуре. Отсюда и придуманные кураторами пересечения с литературой: затемненный зал увешан цитатами из стихов самого Рафаэля и его современников, а также наших поэтов, прежде всего Державина и Пушкина. В строках «солнца русской поэзии» Рафаэль упоминается не раз, с юношеских виршей вплоть до трагедии «Моцарт и Сальери».

Пожалуй, это главное, что нужно знать о выставке тем, кто решится на нее пойти. Сделать это просто, несмотря на ажиотаж. Купите билеты заранее, лучше всего — в интернете. По слухам, весь сентябрь и даже октябрь раскуплены, да и с выходными беда. Но практически у всех есть шанс. Самым нетерпеливым можно рискнуть и встать в очередь к кассе, где на каждый 45-минутный сеанс выделено 70 билетов. Конечно, неуютно стоять в очереди под ветром и дождем без гарантии, что билет вас дождется. Зато если вы запасетесь билетиком онлайн, можно и сэкономить: утренние сеансы дешевле вечерних (400 рублей против 500).

Предварительно прочтите о художнике хотя бы статью в интернете, полистайте альбомы. Рафаэль прожил короткую жизнь, испытал много горя (в 9 лет он потерял мать вместе с новорожденной сестрой), был сыном художника при дворе герцогов да Монтефельтро, после ранней смерти отца был отправлен дядей на обучение в Перуджу, откуда переехал во Флоренцию. Все это сказалось на творчестве. Манера художника менялась, от каждой картины, словно круги по воде, расходятся волны ассоциаций и отсылок к другим его работам. Например, юношеский автопортрет спроецирован в гигантскую знаменитую фреску «Афинская школа», где Рафаэль явил себя и великим портретистом, и архитектором, и новатором композиции. Там десятки изображений выдающихся современников, включая Леонардо и Микеланджело, а в углу можно найти и портрет самого автора рядом с художником Содомой.

О Рафаэле еще при жизни ходили легенды, в том числе из-за его удивительно доброго нрава: он умудрялся ни с кем не ссориться, хотя не знал отбоя от заказчиков и учеников. А если вы заглянете в биографии и очерк творчества нескольких старших его коллег (Перуджино, Антонелло да Мессина, ван Эйка, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи), то легче будет понять, чем отличался его «почерк» и почему он стал воплощением классического стиля.

Идите смело, испытывайте грусть, удивление и восторг. Главное достоинство творчества Рафаэля — гармония и грация, за что еще при жизни его называли божественным. И постарайтесь пробиться сквозь затейливую концепцию выставки, ведь Рафаэль в самом деле много значил в русском искусстве и литературе.

Берите с собой фотоаппарат, но не палку для селфи! Снимать на выставке разрешено, но в зале темно, и увековечить себя в формате «я и Рафаэль» вряд ли выйдет. Вспышка не нужна — картины освещены ярко, направленным пучком света. Почти как в кинозале, но, к счастью, попкорн строго воспрещен.

А еще вспомните, не завалялся ли в вашем доме бинокль, хотя бы театральный. Не факт, что пробьетесь близко к картине, а каждая из них полна мелких, но многозначительных деталей. Например, украшение в виде единорога с самоцветами и барочной жемчужиной на груди Маддалены Строцци, чей свадебный портрет, парный с изображением ее жениха, богатого торговца Аньоло Дони, символизирует союз старой аристократии с новой буржуазией: Загадочен по сей день скорпион на диадеме герцогини Элизабетты Гонзага...

Пересекать невидимую красную черту не рекомендую — не дай бог потерять равновесие и задеть экспонат. Это может вам дорого стоить! Выставка застрахована почти на полмиллиарда евро, каждая картина — на сумму от сорока до ста миллионов.

Войдя в зал, следите за тем, где меньше скопление голов. Смело идите туда, где плотная толпа вдруг образует брешь — возможно, удастся побыть с портретом пусть не наедине, но и не в жестком кольце блокады. Но если вдруг рядом окажется группа экскурсантов, постарайтесь выдохнуть, занять как можно меньше места и послушать. Молодые экскурсоводы могут рассказать любопытные подробности, пусть даже их версии не совпадают с классическими трактовками.

На всякий случай прихватите с собой веер: в зале довольно душно, а уходить раньше времени обидно. Особенно если помнить, что в галереи Уффици и Палатина во Флоренции стоят длинные очереди, а в родной город Рафаэля — сказочный средневековый Урбино, откуда привезли «Немую» (портрет незнакомки в зеленом платье), — еще и надо долго ехать. Твердо знайте, что ваши 45 минут у картин Рафаэля в ГМИИ — это почти целый час чистого, беспримесного счастья.

P.S. Остается добавить, что выставка «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина открыта под высочайшим патронатом президента РФ Владимира Путина и президента Итальянской Республики Серджо Маттарелла. К счастью, бессмертные произведения искусства сильнее и выше санкций, придуманных недальновидными политиками.

На экраны выходит фильм «Рецепт любви», завоевавший на Каннском фестивале приз за режиссуру

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель когда-то были вместе. Встретившись на съемочной площадке, они трепетно сыграли влюбленную пару. Фото из открытых источников

Он же представляет Францию на «Оскаре» в категории «Лучший международный фильм». Тем временем другая французская картина — психологическая драма «Анатомия падения», увенчанная в тех же...

Афиша 00:05 / 16 Февраля 2024 4802
«Бесы» попутали

По следам одного политического убийства: чем роман Достоевского так бесил партократов и демократов?

Ирина Смирнова
Труд
Федор Михайлович Достоевский. Фото: © Vadim Nekrasov,globallookpress.com

9 февраля, в день памяти Ф.М. Достоевского (143-я годовщина со дня смерти), я пришла в последнюю квартиру, которую Федор Михайлович снимал в Санкт-Петербурге по Кузнечному переулку, 5/2 и где ныне располагается...

Афиша 00:45 / 07 Марта 2024 3376
Изгнание из сераля

Моцарт на берегах Волги рассказал о потерянном рае

Сергей Бирюков
Труд
В этой попытке Востока и Запада сойтись первый оказался мудрее (Осмин – Гарри Агаджанян, Педрильо – Владимир Куклев). Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета

Почему «Похищение из сераля» ставится неизмеримо реже других опер Моцарта? Посмотрев премьеру Нижегородской оперы на ее новой площадке — в Пакгаузе на Стрелке, я... еще менее готов ответить на этот...

Афиша 01:01 / 07 Марта 2024 3326
Хоррор по-русски

Ну очень щекочущая нервы выставка в Трубниках

Дарья Ефремова
Труд
Выставка вышла не очень страшной, но вполне атмосферной. Фото предоставлены ГМИРЛИ

В Доме Остроухова в Трубниках — отделе Госмузея истории российской литературы — открылась выставка, претендующая на панорамное видение большой культурологической темы — «От элегии до хорора:...

Афиша 23:01 / 31 Января 2024 2978
Дело в котелке

Выставка костюмов «Мастера и Маргариты» раскрывает подтекст нового фильма

Дарья Ефремова
Труд
Костюмы в фильме выполнены виртуозно и стилистически точно. Фото предоставлено устроителями выставки

В Музее Михаила Булгакова открылась выставка «Вы судите по костюму?», на которой представлены наряды главных персонажей новой экранизации «Мастера и Маргариты». Почему автор неизданного романа...

Выставка «Электрожурнал» – хороший повод вспомнить прошлое страны и подумать о ее будущем

Сергей Бирюков
Труд
Когда-то похожие агитационные будки стояли на улицах советских городов. Фото автора

Знаете ли вы, что знаменитой Политехнической библиотеке — ровно 160 лет? Что будучи всего на два года младше Румянцевской, ныне Российской государственной, она на 8 лет старше самого Политехнического музея,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?