КУРИЦА СТАЛА ПТИЦЕЙ

Государственный таможенный комитет обнародовал сенсационные данные: за первую половину 2001 года в России рекордно выросли закупки продовольствия за рубежом. Если конкретно, говядины и свинины - вдвое, рыбы - больше чем в два раза, мяса птицы - и вовсе в три с лишним раза.Мы что, снова подсели на импортную "иглу" или разбогатели? В сильно возросшее благосостояние при всем желании не верится. А таможенная статистика ничего толком не объясняет.

Начнем разбираться по порядку. В Госкомрыболовстве нам объяснили: из-за бугра к нам приплывает все больше... нашей рыбы. В родные порты суда заходят все реже, потому что продавать улов за кордон проще и выгоднее. К тому же в этом году на рост импорта косвенно повлияли аукционы. Многие компании, выкупив квоты, рассматривали их как своего рода индульгенцию на незаконный промысел. В итоге, скажем, от 40 до 50 процентов норвежского рыбного экспорта в Россию - на деле реэкспорт. При этом мощности отечественных рыбоперерабатывающих предприятий используются в лучшем случае на треть.
С мясом сложнее. По данным той же статистики, этой продукции мы производим все меньше. Причина банальна - сокращение поголовья. Так, в прошлом году стадо крупного рогатого скота поредело на 5,6 процента, свиней - на 15,6, овец и коз - почти на 6. А кушать хочется. Поэтому, как прогнозирует аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Лариса Дорогова, и дальше будут расти импортные закупки, прежде всего говядины. Изрядно напуганные коровьим бешенством, едоки Старого Света переориентировались на свинину и мясо птицы. Вдобавок Евросоюз хорошо субсидирует экспорт говядины.
Заслуживает внимания и такой момент. По словам председателя правления Российского мясного союза Мушега Мамиконяна, в 1999 году Россия получала из-за рубежа гуманитарное мясо впрок. В 2000 году мы ели дареное, а поэтому не делали больших закупок. Поставки импортной говядины тогда составили всего 270 тысяч тонн, а свинины -195 тысяч, что вдвое меньше, чем мы имели в 1999-м. Но теперь даром никто нас не кормит, приходится все мясо покупать.
Что же касается данных о трехкратном увеличении импорта мяса птицы, то за ними стоит действительно любопытная интрига, достойная детективного романа с продолжением.
В пресс-службе ГТК признают, что еще недавно мы имели дело с "серым" импортом. Ставки таможенных пошлин на мясо птицы (крылышки, ножки, брюшки, курятина, индейка...) были разные - от 15 до 30 процентов, в зависимости от категории мяса. Дабы поменьше тратиться при пересечении границы, коммерческие структуры декларировали не то, что было в рефрижераторах, а что было дешевле завезти.
В прошлом году была утверждена единая унифицированная ставка пошлин на мясо птицы - 25 процентов таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за кило. Коммерсантам уже нет смысла писать недостоверные декларации. Поэтому курица уже не числится по документам индейкой, на которую пошлина была меньше. Все стало "мясом птицы", которое облагается по единой шкале. А "серый" импорт приказал долго жить.
Но это отнюдь не объясняет роста поставок. Ну в самом деле - не стали же мы есть курятины, утятины и индюшатины втрое больше, чем год назад?
Прояснить ситуацию помог глава представительства совета США по экспорту домашней птицы и яиц Альберт Давлеев. Он говорит, что до кризиса 1998 года большая часть импортной курятины шла в Россию напрямую. Дефолт разорил крупнейших российских импортеров, в бизнес пришли международные посредники. И большинство трейдеров стали осуществлять поставки мелкими партиями через прибалтийские порты. Этот вариант, по неофициальным данным, был либо частично, либо на 100 процентов контрабандным. Легальный импорт практически прекратился.
Так продолжалось до апреля 2000 года, когда ГТК стал издавать приказы, способствующие легализации импорта птицы. На это были направлены уже упомянутая унификация таможенных платежей, а также снижение специфической составляющей пошлины с 0,3 до 0,2 евро. После чего импортеры прекратили операции через прибалтийские порты и стали везти продукцию напрямую в Россию и вполне легально. Естественно, резко изменилась и таможенная статистика.
Ссылаясь на данные американских экспертов, Давлеев утверждает, что импорт мяса птицы из США в Россию составит в этом году 950 тысяч тонн - всего на 30 тысяч тонн больше прошлогоднего. В тройку ведущих поставщиков этой продукции входят также Бразилия и Франция. А в целом за год наши граждане съедают 1 миллион 200 тысяч тонн заграничной курятины и индюшатины.
Сама Россия в этом году произведет около 600 тысяч тонн мяса птицы. При этом минимальный потенциал российского птицепрома, по расчетам американцев, составляет полтора миллиона тонн мяса в год. И достижение этого рубежа в обозримом будущем реально, поскольку этот сектор агроэкономики стал весьма привлекательным для крупного бизнеса. На днях глава Минсельхоза Алексей Гордеев даже заявил, что Россия имеет шанс в скором времени стать экспортером куриного мяса, производство которого второй год подряд растет на 8 процентов. А аграрники в Думе считают, что для подъема отечественного птицепрома надо еще поскорее ввести и квотирование импорта.
Правда, тут важно не перегнуть палку с запретами. Иначе неизбежны рост цен и рост контрабанды. И тогда курица, как уже было недавно, снова уйдет в "тень", что для нашего производителя страшнее легальных конкурентов. Еще недавно оптовая цена на "левую" импортную курятину в центральных областях России составляла около 80 центов за кило. А себестоимость килограмма мяса, производимого на подмосковных птицефабриках, была на 10 центов выше. И наши птичники от торговли имели одни долги.