УЗБЕКИСТАН И США ТЕПЕРЬ СОЮЗНИКИ

В Ташкенте распространено совместное заявление правительств Узбекистана и США. Отныне между двумя странами устанавливаются "качественно новые отношения", основанные на долгосрочной приверженности делу укрепления безопасности и региональной стабильности. Правительства двух государств признают международный терроризм серьезной угрозой миру, а также глобальной и региональной стабильности.

В этой связи, говорится в заявлении, стороны подписали соглашение, которое создает прочную основу для двустороннего сотрудничества в борьбе против терроризма. Наши страны, говорится в заявлении, будут тесно работать для создания более безопасного будущего не только для народов Центральной Азии, но и для людей во всем мире. Мы также привержены уничтожению международного терроризма и его инфраструктуры.
В документе отмечается, что для этих целей Узбекистан согласился предоставить свое воздушное пространство и необходимую военную и гражданскую инфраструктуру одного из своих аэродромов, который будет использоваться, в первую очередь, в гуманитарных целях. "Качественно новые отношения" включают в себя необходимость незамедлительных консультаций с целью выработки соответствующих мер в случае возникновения прямой угрозы безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан.
Сразу же за заявлением был распространен пресс-релиз министерства обороны Узбекистана. В нем, в частности, говорится, что для переброски дополнительных сил и средств к узбекско-афганской границе нет никаких оснований, так как еще в прошлом году там была завершена передислокация и перегруппировка войск, которые обеспечены всем необходимым для того, чтобы дать достойный отпор тем, кто попытается посягнуть на независимость и территориальную целостность республики.
Все это подтверждает, что военная база Ханабад станет ключевым звеном наземной фазы операции "Несокрушимая свобода". Вслед за навигационным оборудованием там развернут полевой военный госпиталь, продолжают прибывать специалисты. Еще в советское время на территории базы были построены около десяти ангаров и несколько двухэтажных казарм. В случае необходимости в них можно разместить несколько десятков боевых вертолетов и до тысячи военнослужащих. Однако сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что пока спецназовцев и горных стрелков в Ханабаде нет. И вот почему. При всем том, что подъезды и подходы к базе надежно перекрыты, ее территория ничем не огорожена и открыта для глаз жителей окрестных кишлаков, а их там сотни. В этих условиях почти три недели прятать даже одну тысячу человек с походной амуницией и оружием просто нереально. Но даже не это главное: пока просто нет необходимости перебрасывать сюда спецназ. Дело в том, что наносимые воздушные удары не приносят ощутимого ущерба талибам и страшны только для мирных жителей. Не все ясно и с местонахождением верхушки "Аль-Каиды" и вождей талибов, не говоря уже о самом террористе N1. Существует еще один фактор, не считаться с которым руководство Соединенных Штатов вряд ли посмеет. Дело в том, что в начале второй декады ноября начнется священный для всех мусульман месяц рамадан. В это время боевые действия вестись, скорее всего, не будут. Значит, у руководства талибов и их союзников будет немало времени для того, чтобы оправиться от первых потерь и подготовиться, а то и противостоять новым ударам. В этих условиях руководителям антитеррористической операции нет смысла долгое время держать на чужой территории свои, значительные по численности специальные подразделения, многократно увеличивая при этом риск их обнаружения.
Поэтому сроки начала операции пока назвать никто не решается.
Пока же в Узбекистане обычная для этого времени года сухая погода и ничто не напоминает о полыхающей совсем рядом кровопролитной войне.