11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПУСТЬ ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ПЛАТИТ

Соколовская Екатерина
Опубликовано 01:01 16 Октября 2001г.
Экология зачастую становится разменной монетой в политических спорах. Нередко получается так, что заботу об охране окружающей среды приписывают исключительно общественным организациям "зеленых", а государственные структуры обвиняют по меньшей мере в равнодушии к экологической безопасности страны. О том, насколько это справедливо, мы беседуем с руководителем департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов РФ Амирханом АМИРХАНОВЫМ.

- Амирхан Магомедович, какова в действительности экологическая ситуация в нашей стране?
- Конечно, огульного вывода о том, что "все у нас плохо", делать нельзя. Тем не менее экологическое состояние 15 процентов территории, скажем мягко, не соответствует установленным нормативам. Именно на этих территориях проживает основная часть населения нашей страны, расположены производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья.
Всем понятно, что основной источник загрязнения атмосферного воздуха - промышленность. Ее доля выбросов вредных веществ составляет 81 процент. В свою очередь, 75 процентов выбросов приходится на четыре отрасли промышленности: нефтедобычу (11), черную металлургию (16), цветную металлургию (23) и электроэнергетику (25).
Причем нужно учитывать, что степень износа оборудования на предприятиях химической и нефтехимической промышленности превышает 60 процентов, в топливной промышленности и металлургии достигает 55, в электроэнергетике - 50 процентов. Это значит, что здесь нет современных очистительных технологий, выработаны ресурсы старых сооружений (если они вообще были).
Если не будут сделаны необходимые инвестиции в природоохранную деятельность, рост промышленного производства приведет к еще большему увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу,
А пока десятку крупнейших загрязнителей воздуха составляют Норильская горная компания, Рефтинская (Асбест Свердловской обл.), Новочеркасская ГРЭС, Новолипецкий, Магнитогорский, Западно-Сибирский, Нижнетагильский металлургические комбинаты, череповецкая "Северсталь", Качканарский ГОК, Абагурская обогатительная фабрика.
- А автотранспорт разве не представляет угрозы для атмосферного воздуха?
- Транспорт "наступает на пятки" промышленным источникам загрязнения. В крупных российских городах до 90 процентов от числа других загрязнителей воздуха составляют транспортные средства. Особенные проблемы в этом смысле у Москвы.
В результате миллионы горожан подвергают риску свое здоровье. Они вынуждены вдыхать воздух, отравленный транспортными выбросами.
А ведь количество автомобилей растет очень быстро, при этом экологические показатели отечественных машин и моторного топлива сильно отстают от мирового уровня. Да и техническое состояние улично-дорожной сети оставляет желать лучшего. Машины простаивают в пробках, пыхтя чуть ли не в лицо прохожим.
Кроме того, около 35 миллионов горожан в России живут в условиях постоянного шума, что называется, "акустического дискомфорта", производимого транспортом. А это тоже неблагоприятный экологический фактор.
- Известно, что у нас нелады не только с чистотой атмосферного воздуха, но и с водой...
- Это правда. Питьевое водоснабжение в целом по стране на 70 процентов не соответствует нормативным санитарным требованиям.
Крупнейший источник загрязнения сточных вод - жилищно-коммунальное хозяйство. Оно оставляет позади промышленность. Проблемы тут схожие - износ оборудования и перегрузка сооружений.
Срочной реконструкции требуют около 30 процентов мощностей водопровода и 16 процентов водопроводных сетей. Износ водопроводных и канализационных сетей достиг 62 процентов. Более половины аварий в сетях происходит из-за их ветхости. Две трети действующих канализационных очистных сооружений перегружены. Из-за сильного загрязнения источников бытового водоснабжения обработка воды оказывается недостаточно эффективной. И нам с вами приходится устанавливать в квартирах специальные фильтры для очистки воды.
- Значит, правильно кричат "зеленые" об экологической катастрофе?
- Острые экологические проблемы, конечно, очевидны. Их надо решать.
Но при этом около двух третей площади нашей страны почти не затронуты хозяйственной деятельностью. Эта территория - крупнейший в мире массив стабилизации окружающей среды, представляющий собой уникальный ресурс для восстановления биосферы Земли. Об этом многие любители крайностей забывают, когда провозглашают очередной экологический коллапс.
- Что же делается для того, чтобы россияне не задохнулись загрязненным воздухом и не отравились плохо очищенной водой из кранов?
- В декабре 1991 года был принят базовый Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", который работает до сих пор. На основании этого закона и действуют Министерство природных ресурсов РФ и другие природоохранные службы. В этом документе прописаны экономические механизмы воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологические нормативы. С учетом его была создана система экологических фондов субъектов Федерации и Федеральный экологический фонд. С 1 января нынешнего года средства, собираемые за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды, поступают в федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов Федерации, а оттуда уже направляются на природоохранную деятельность. Эти деньги предназначены для реализации контроля над соблюдением экологических норм и для налаживания систем очистных сооружений. Кроме того, разрабатываются и отдельные целевые экологические программы - федеральные, областные и городские, на которые предусматриваются дополнительные бюджетные ассигнования.
Средства на охрану окружающей среды собираются по универсальному принципу: загрязнитель платит. Предприятия и организации, которые в результате своей деятельности загрязняют окружающую среду, должны перечислять за это деньги в бюджет в соответствии с утвержденными нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе или предельно допустимыми сбросами в водные источники.
За нарушение таких нормативов налагаются штрафы, а в случае если и эта мера не действует и вредные выбросы не уменьшаются, - дело о нарушителе может быть передано в прокуратуру и доведено до суда. Мы можем также вынести предписание об остановке предприятия или каких-то его агрегатов. Оспорить это решение можно также в суде. Все довольно просто: если не хотите платить, то исключите загрязнение окружающей среды, не можете - раскошеливайтесь.
У нас в Министерстве природных ресурсов РФ работают более 100 лабораторий аналитического контроля, которые обеспечивают инструментальный контроль за стационарными и передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха, воды, почв, а также за обращением с отходами. Прав у нас много, но вопрос в их эффективной реализации, точном исполнении закона.
Мы руководствуемся базовыми ставками экологических платежей 1992 года, а они уже устарели. Необходимо увеличить эти ставки в 10-20 раз. Вот тогда они будут по-настоящему действенным экономическим механизмом охраны окружающей среды.
- Но ведь экологическая безопасность достигается не только через отчисления и штрафы?
- Нет, конечно. Промышленность, транспорт, ЖКХ - все нуждается в модернизации основных фондов. До тех пор, пока мы не перейдем на новые, прогрессивные технологии, нам не удастся кардинально изменить экологическую ситуацию.
Многие промышленники это понимают. Модернизировать производство вынуждает ориентация продукции на экспорт. На Западе зачастую отказываются покупать у нас сырье и продукцию, которые получены с грубыми нарушениями экологических нормативов, действующих в экономически развитых странах. Это очень действенный механизм, который, я уверен, будет и у нас в стране работать все с большей эффективностью. Он станет серьезным фактором в конкурентной борьбе - каким он стал в Западной Европе и Америке, где к экологической чистоте производства и к экологии в целом относятся очень серьезно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников