ПОСМОТРИ В ЗЕРКАЛО

Ну вот наконец-то и наша страна появилась на карте цивилизованного мира. Это не шутка: наше присутствие на ней действительно подвергалось сомнению. Ведь, как рассказал "Труду" председатель Госкомстата РФ Владимир Соколин, самое первое требование, предъявляемое ООН к каждому вновь возникшему государству, которое хочет получить признание, - провести перепись населения. Мы же, обновленная Россия, более десяти лет откладывали эту акцию. Смешно, конечно, сползать на гадание, но все же хочется верить: вдруг теперь начнется новый отсчет нашей общей биографии, а многие хронические недуги общества и беды останутся в "непереписанном" прошлом?

Говорить о том, что кампания прошла очень организованно, без сучка без задоринки, - грешить против истины. Накладок было множество, и об этом мы сообщали, но главное (и этого уже никто не сможет отрицать), - перепись состоялась. Мы доказали, что страна в состоянии проводить столь глобальные акции (а перепись сложнее, массовее любых выборов). Как сообщили в Госкомстате, непереписанными остались от 3 до 5 процентов населения (в основном в крупных городах), но на то, чтобы восполнить этот пробел, остается еще целый день.
Лев Толстой, участвовавший в переписи 120-летней давности, сравнивал ее с зеркалом, в которое смотрится общество. Вот и теперь мы увидели в этом зеркале многое из того, что не хотелось или не удавалось прежде замечать. Оказывается, в стране нашей 4 миллиона бомжей (каждый сороковой россиянин без жилья). Цифру эту выявили и сообщили не переписчики (студенты и пенсионеры с опросными бланками и не могли ее получить), ее озвучил зам. начальника Главного управления обеспечения общественного порядка МВД Иван Клеменков. Сразу, кстати, возникли реплики: зачем тогда нужна перепись, если у оперативников и без того есть даже такие "сокровенные" данные? Но в том-то и дело, что, если бы не Всероссийская перепись, у оперативников не было бы ни малейшего стимула собирать и обобщать эту информацию. Как и о беспризорных детях, нелегальных мигрантах...
Прошедшая переписная неделя - лишь верхушка айсберга, венец той работы, что велась два последних года. Главное же было сделано еще во время подготовки. Знаете ли вы, что еще два года назад в стране не было ни одного атласа, в котором были бы указаны все населенные пункты? Десятков поселков и сотен деревень, отмеченных на старых, советских картах, уже не существует. И одновременно появились десятки новых поселений, а на Дальнем Востоке - даже целые городки (интересно, что их населяют китайцы, легально или не очень перебравшиеся в Россию на ПМЖ), которые не были отмечены ни на одной карте. О них, возможно, знали главы районов, но страна - нет. А знаете, что почти в каждом крупном городе существовали дома и целые улицы-фантомы? При подготовке к кампании впервые возникли самые подробные карты, на которых отмечен не только каждый поселок, улица, но и буквально каждый дом с указанием числа живущих в нем людей. Такая работа необходима, а провести ее можно только в рамках столь масштабной кампании, как перепись. Жители 6-го Садового тупика и улицы Железнодорожной в Саратове на днях вышли с требованием нанести их дома на карту (их "стерли" несколько лет назад, обещая снести, а расселить забыли). Жители зря беспокоились. Благодаря переписи дома уже появились на карте, а значит, есть надежда, что вспомнят и о людях, решат наконец их проблемы.
На встрече в редакции "Труда" председатель Госкомстата рассказал, что страна еще недавно не имела подробного представления не только о бездомных, но даже и о вполне благополучных, законопослушных людях.
Банки данных ОВИРов и МВД, дэзов и загсов НЕ БЫЛИ СВЕДЕНЫ ВОЕДИНО. И никто бы не занялся решением этой задачи, не будь переписи. Потому неделю назад мы и удивили многих, сообщив, что, по существу, основная работа сделана на 99,9 процента еще до 9 октября.
Завершить остальную, десятую часть процента этой работы, тоже оказалось непросто. Вы читали репортажи наших корреспондентов, которые ходили по квартирам, и, вероятно, поняли: чего только не довелось пережить счетчикам, вооруженным лишь бланком, ручкой и трофейным свистком. В Ленинградской области собаками были покусаны 15 работников статистики, в Благовещенске студентку-переписчицу пытались изнасиловать, а в поселке Шигоны Сызранского района счетчика забодал козел. Поэтому он, вернувшись в вуз, вынужден будет первое время не сидеть, а стоять за партой. Всего же, по данным страховой компании, обслуживающей перепись, травмы получили более сотни волонтеров. Одни трудились жертвенно, другие халтурили. "Труд" первой из газет огласил информацию о том, что были попытки переписывать "мертвые души". Некоторые, не утруждаясь хождением по квартирам, заполняли "среднестатистические" анкеты, опираясь лишь на домовые книги. Другие переусердствовали. Вот, к примеру, автор этого материала оказался переписанным дважды: по месту прописки и - фактического проживания. Так можно ли верить достоверности таких данных, не кривым ли окажется зеркало? Скорее всего, нет. Если бы данные были оглашены сегодня-завтра, тогда, конечно, они вряд ли внушали бы доверие. А тут компьютерная обработка должна помочь все "очистить".Пока что из результатов переписи окончательно известно только одно: в момент кампании трое россиян находились вне планеты Земля, на орбите, где и были переписаны. На проверку же остальных данных и только на их предварительную обработку, как сообщили в Госкомстате, уйдет полгода. Предварительные результаты появятся лишь в апреле, а окончательные - будущей осенью. За это время формально-логический контроль пройдут как каждая отдельная анкета, так и обобщенные данные по каждому пункту опроса. Если, например, количество безработных, по опросным листам, будет резко отличаться от реальных данных - начнется работа над ошибками. Кстати, не удивляйтесь, если вам через месяц-другой позвонят (на дом уже точно не заявятся) и попросят что-то уточнить.
Во всем мире на данные переписи опираются социальные реформы, так будет и у нас. Но неожиданно она оказалась действенным инструментом для решения социальных проблем, что называется, "здесь и сейчас". Демонстративный отказ от участия вынуждал власти немедленно латать дыры и отдавать долги. Жители неотапливаемых домов, например, отказывались переписываться, пока не затеплятся батареи, и их немедленно включали. Сколько заштопали дырявых крыш - и не сосчитать.
"Здравствуйте, можно с вами поговорить? Расскажите, пожалуйста, о себе". Примерно с такой незатейливой фразы начинают разговор социальные работники во всем мире. Всю последнюю неделю мы рассказывали о себе и вольно-невольно - о своей стране. Даже новостные телеканалы, редко отвлекающиеся от политиков и знаменитостей, вдруг стали уделять внимание жизни простых людей - переписываемых. Точные статистические данные переписи еще впереди. Но, кажется, мы уже и так узнали многое.