ДО ЗАПРАВКИ НЕ ДОТЯНЕМ,

"Уже в начале следующего года цена на автомобильный бензин марки А-92 может вырасти до 17 рублей за литр", - утверждает член совета директоров Российского топливного союза (РТС) и вице-президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша.

Поводов для грядущего повышения цен на бензин внутри страны набирается немало. Во-первых, мировые цены на нефть продолжают оставаться высокими, что стимулирует рост экспорта. Сегодня сырая нефть на биржах продается по 28 - 29,5 доллара за баррель, а сделки на апрель-май заключаются по 26,5 - 27 долларов за баррель. То есть серьезного падения здесь не ожидается, а это значит, что российскому внутреннему рынку "затоваривание" нефтью не грозит.
Стабильно выше российских остаются и мировые цены на нефтепродукты - прежде всего автомобильный бензин и дизтопливо, и наши ведущие компании в последние годы наращивают этот экспорт. В итоге на внутреннем рынке останется то, что не будет продано за рубеж: дефицита не ожидается, но и перепроизводства - тоже.
Все это, вместе взятое, не дает надежды на снижение бензиновых цен. Однако "замораживание" их нам тоже не грозит. Прежде всего потому, что сразу после Нового года на 45 процентов вырастут акцизы на горюче-смазочные материалы, что автоматически приведет к 10 - 12-процентному росту розничных цен на все ГСМ. Следовательно, автомобильный бензин марки А-92 обязательно подорожает на 1,3 - 1,5 рубля за литр. К этой цифре придется добавить небольшой - копеек на 20 - 30 - рост цены вследствие общей инфляции.
Казалось бы, это все - объективные причины подорожания на этом заканчиваются. Но далее начинаются субъективные.
С 1 января 2003 года вступают в силу некоторые поправки в Налоговый кодекс - что, по мнению руководства Российского топливного союза, может привести к кризису на отечественном топливном рынке. Во-первых, потому, что законом вводится новая, усложненная схема уплаты акциза на нефтепродукты. Не утомляя читателя описанием схемы, утвержденной поправками в Налоговый кодекс, отметим главное: по словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, эта схема будет работать без сбоя "только в случае слаженных действий налоговых органов и продавцов топлива", чего на практике почти не бывает. "В нашей стране, - говорит Г.Сергиенко, - документы могут вернуться не в срок, их могут не успеть оформить, где-то произойдет нестыковка, и тогда все начнут начислять свой акциз, в результате розничная цена бензина может существенно вырасти".
А самая главная опасность, по мнению руководителей РТС, заключается в том, что у каждого продавца нефтепродуктов теперь должно быть особое свидетельство, выдаваемое налоговыми органами. Получить этот документ смогут лишь компании, владеющие мощностями по производству, хранению и реализации нефтепродуктов на правах собственности. Но в Москве, например, по данным РТС, около 90 процентов компаний работают не на собственных, а на арендованных (по лизингу, договору и т.д.) мощностях. И если не внести поправки в новые нормативные документы, все эти компании (а они относятся к малому и среднему бизнесу) в новом году будут "выдавлены" с рынка. Реализация бензина таким образом попадет в руки нескольких нефтяных гигантов и будет монополизирована, что неизбежно приведет к подорожанию продукта.
Впрочем, власти в такой "апокалипсис не верят: заместитель министра финансов Сергей Шаталов утверждает, что максимальный рост цен на бензин (в связи с повышением акциза) с 1 января 2003 года составит 10 процентов. Рынок моторного топлива сегодня насыщен, а потому Минфин и Минэкономразвития не ожидают здесь существенного роста цен. Сам вице-президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша еще недавно говорил, что, по его прикидкам, рост розничных цен на бензин в следующем году составит "всего 20 процентов". Правда, специалисты Нефтяного клуба Санкт-Петербурга предрекают скачок цен именно на 70 процентов, и тогда стоимость 1 литра А-92 действительно увеличится с нынешних 10 до 17 рублей...
Ну что ж, поживем - увидим.