РАСКЛАДУШКА ДЛЯ СОЛДАТА

Ни строений, ни наблюдательных вышек на той стороне. Голые скалы вплотную подступают к мутным потокам Пянджа. Они иссечены тропами, по которым кое-где бродят горные козлы - архары. Людей нет. Пусто. Так выглядит граница с Афганистаном с позиций 12-й заставы Московского пограничного отряда.

- Откуда же идут наркокурьеры?
- Из-за гор. Любая тропка для них - что для нас тротуар. Лезут из всех щелей. В сутки пять-шесть попыток нарушения границы, - начальник погранотряда, полковник Виктор Кондрашов показывает рукой влево. - Видите там ущелье? Могут по нему пройти. Могут выше по реке, ниже. Наш участок растянулся на 225 километров.
- Уже год американские войска и международные силы находятся в Афганистане. Режим талибов пал. Стало ли вам легче охранять границу?
- Нет. За прошлый год на участке отряда изъято 4164 килограмма наркотиков, из них героина - 1669 кило. Это раза в полтора больше, чем в 2000-м. В том же 2001-м 49 раз обстреливались наши наряды, произошло 40 боестолкновений с бандитами, 50 наркоконтрабандистов уничтожено. Правда, в прошлом году мы не потеряли ни одного бойца. А нынче уже похоронили двоих.
Американцы за год так и не ликвидировали центры производства наркотиков. Маковые плантации в Афганистане не только не сократились - восстановлены даже те, что были уничтожены талибами. Никто не мешает наркодельцам свободно производить зелье и готовить его к переправке через таджикскую границу. На пути наркобизнеса осталась, по сути, единственная преграда - пограничники Московского и Пянджского отрядов.
- Теперь каждый переход, - рассказывает Кондрашов, - готовится по всем правилам военного искусства. Проводится рекогносцировка, намечаются маршруты, определяются точки боестолкновений с нашими пограничниками...
- Но наркокурьерам, по логике, лучше обойти пограничников, укрыться от них...
- При скрытном пересечении границы можно переправлять лишь небольшие партии наркотиков. Теперь же наркоторговцы нанимают боевиков, которые с приходом американцев оказались не у дел. Они-то и организуют даже не переходы через границу, а прорывы через нее. Бой завязывают, чтобы отвлечь внимание пограничников. В это время по соседству границу пересекают несколько маленьких групп наркокурьеров.
- Для хорошей подготовки прорыва через границу боевикам требуется оружие, средства наблюдения, прослушивания - много чего...
- Все у них есть. На вооружении пулеметы, автоматы, гранатометы. И за нашей границей они могут наблюдать и днем, и ночью.
- А пограничники часто жалуются на нехватку технических средств. Не хватает приборов ночного видения, тепловизоров, биноклей... Как у вас с этим?
- Деньги на содержание пограничников по договору должны выделять Россия и Республика Таджикистан. К сожалению, таджикская сторона, в силу разных причин, постоянно недодает свою долю. Но нам повезло с шефами. Москвичи выручают. К 70-летию Московского погранотряда правительство столицы сделало просто роскошный подарок - 20 компьютеров, 15 телевизоров, 15 видеомагнитофонов, принтеры, сканеры. Мы наконец-то оборудовали компьютерные классы в русской школе, поставили компьютеры в отряде...
Со дня на день мы ждем от москвичей приборы ночного видения, тепловизоры, бинокли. Специального снаряжения закуплено на 3,5 миллиона рублей. Кроме того, правительство Москвы и префектура Юго-Западного округа столицы постоянно шлют продукты, вещи бытового назначения, что очень кстати. Ну, как, положим, обойтись бойцу без обыкновенной раскладушки? Чтобы хорошо служить, надо нормально отдыхать.
- Виктор Викторович, а вы давно были в Москве?
- В начале сентября десять пограничников ездили на День города. Принимали нас отменно.
- Кроме деловых, у вас есть какие-то связи со столицей?
- Некоторые наши офицеры учились в Москве. Несколько преподавателей военного института ФПС России служили у нас. Наконец, здесь все помнят 93-й год, когда 300 бандитов напали на 12-ю заставу. Москвичи первыми откликнулись на беду, помогли раненым, а после трагедии именно столица очень много сделала для укрепления Московского погранотряда...