ТАМ БЫЛ ВАСЯ

Лебединая стая кажется вполне обычной. Такие же длинные изогнутые шеи у птиц, изящная осанка. Плывут себе по озеру. Этот рисунок на камне сделал неизвестный художник эпохи неолита. Поэтому так оберегают ученые уникальные памятники первобытного искусства, называемые петроглифами. Сохранились они в некоторых уголках Карелии, охраняются государством.

И вдруг пришла нерадостная весть. На полуострове Кочковнаволок (как раз там, где и плывут лебеди) первобытный рисунок перебит каким-то металлическим предметом, намалеваны имена побывавших здесь вандалов и даже матерное слово. В другом месте, на Бесовом Носу, петроглифы обведены по контуру синей краской. В Пудожском районе по данному факту заведено уголовное дело, но злодеев пока не обнаружили.
Вычислить по оставленным именам тех, кто испортил древний памятник, практически невозможно. Но если это и удастся, хулиганов никак не накажешь. В 1995 году подросток повредил петроглифы на Бесовом Носу. Его нашли. Два года шло следствие, да так ничем и не закончилось. Суды не признают суммы ущерба, причиненного памятнику мирового значения, и не находят "прецедента". Специалисты пытались выяснить у подростка, почему он так поступил, в ответ - пожимание плечами: просто так, от нечего делать.
Беломорские петроглифы закрашивают краской почти каждый год. Возле скал с рисунками бесконтрольно рубят деревья, строят рыбацкие избушки, собирают грибы и ягоды со всеми вытекающими отсюда последствиями. Местная власть и милиция по сути бездействуют.
- Что касается нынешнего причиненного ущерба петроглифам, то краску удалить можно, - комментирует происшедшее кандидат исторических наук, известный карельский археолог, открывшая в 1973 году группу петроглифов на Кочковнаволоке, - Надежда Лобанова. - Надеюсь, что надписи вандалов задели только слой лишайника. Если же их долото выбило камень серьезно, понадобится специальная чистка. Словом, нужна большая реставрационная работа.
Не лучше обстоят дела и с павильоном петроглифов "Бесовы следки" в окрестностях Беломорска, защищающим скалу с рисунками первобытных художников от воздействия внешней среды. Он находится в плачевном состоянии, сгнил до основания. На строительство нового павильона, предложенного республиканским центром по охране памятников истории и культуры, необходимо 8 миллионов рублей. Для Карелии это очень большие деньги, которых, естественно, нет.
Музейщикам предлагают самый простой выход: разобрать аварийное здание и оставить скалу с петроглифами открытой.
- Этого делать ни в коем случае нельзя, - уверена директор музея "Беломорские петроглифы" Вера Кротова. - Скала находится прямо у автомобильной дороги, соединяющей Беломорск с трассой Санкт-Петербург - Мурманск, и петроглифы неминуемо станут жертвами вандалов. Даже когда в павильоне был сторож, мы неоднократно сталкивались с попытками хулиганов разрушить древние изображения.
Не в лучшем состоянии петроглифы у местечка Залавруга, расположенного вблизи Беломорской ГЭС. Соседство с этим объектом стратегического назначения, естественно, охраняемого, создает трудности для посещения памятника первобытной культуры организованными туристами. Зато одиночные посетители добираются сюда совершенно свободно лесными тропами. Петроглифы не охраняются. А итоги бесконтрольных посещений, увы, налицо: повреждения, закрашенные фигуры, надписи типа "Здесь был Вася".
В соседней Финляндии, других скандинавских странах первобытная культура давно считается... прибыльным бизнесом. Небольшой городок Альта на севере Норвегии, где приблизительно такие же петроглифы, как под Беломорском, ежегодно привлекает туристов не меньше, чем знаменитые карельские Кижи. У нас-то почему не сделать то же самое? В Беломорске после проведения фестиваля первобытной культуры туристические фирмы просто завалили районный краеведческий музей заявками с просьбами о посещении мест с наскальными рисунками. А пока ученые, собираясь в очередную экспедицию, с опаской думают о том, что увидят: рисунки неизвестных первобытных художников или отметины современных вандалов?