ЕВРОРЕМОНТ В ТРЕПТОВ-ПАРКЕ

Фигура советского солдата-освободителя, мечом разрубившего поверженную свастику и прижавшего к

Фигура советского солдата-освободителя, мечом разрубившего поверженную свастику и прижавшего к сердцу спасенную девочку, - одна из самых знаковых для ХХ века. Она была установлена в берлинском Трептов-парке, где похоронены свыше 5000 воинов Красной Армии, павших в борьбе против фашизма.
На возведение этого мемориала пошли гранитные глыбы из развалин логова гитлеризма - разрушенной рейхсканцелярии. Потом гранит пришлось добавлять, поскольку потребовалось его более четырех тысяч кубометров. На стройке одновременно работали более 200 каменщиков и около сотни скульпторов и архитекторов, к 9 мая 1949 года сооружение и оформление комплекса было окончательно завершено...
Десятилетие назад, когда последние российские солдаты, покидавшие немецкую землю, со скорбной торжественностью промаршировали мимо этого мемориала, раздавались требования снести памятник то по политическим мотивам, то по финансовым соображениям. Однако у руководства объединенной Германии и миллионов немцев хватило мудрости и человечности, чтоб отнестись с достоинством к великой памяти о тех, кто отдал жизнь в сражениях с нацизмом. Монумент решено было отреставрировать.
Нынешней осенью эти работы вступили в завершающую фазу. 12-метровую скульптуру разделили на семь частей и отправили на остров Рюген, где фирма "Металлбау", выигравшая конкурс на реконструкцию, проводит необходимые операции. "Для прочности мы встроим опорную конструкцию из благородной стали, - говорит Герд Людке, управляющий фирмой. - Фигуру очистим специальными лучами. Надеемся завершить все за 4 месяца. Для этого 20 рабочим придется трудиться в две-три смены. Восстановление обойдется в 1,5 миллиона евро"...
Прототипом бронзового солдата скульптору Евгению Вучетичу послужил командир пехотного взвода Виктор Гуназа, которому в 1945 году было 20 лет. Он родился на Днепропетровщине, в 17 лет ушел добровольцем на фронт, был ранен, вернулся в строй, остался в армии, все три его сына тоже офицеры.
С Вучетичем он познакомился под Веной и, видимо, чем-то сразу привлек цепкий взгляд скульптора. "Однажды попросил меня, - вспоминал Виктор Михайлович, - соорудить постамент, сделать деревянный меч, которым следовало разрубить свастику. Потом сам выстругал меч и сказал, глядя на эскиз: "Чего-то не хватает... надо, чтобы солдат держал на руках мальчика". А я ответил: "Лучше девочку, она же продолжательница рода..." Восточные ("наши") немцы предложили отлить фигуру из меди, но мы изготовили из отличной бронзы в Ленинграде".
В Берлине воздвигнуты еще два памятника советским воинам. Один - неподалеку от Бранденбургских ворот, в Тиргартене, где на фоне величественной колоннады стоят на постаментах два танка Т-34, другой - на северо-востоке, в пригороде Шенгольц - Родина-мать, скорбящая над погибшим сыном. Памятники заботливо ухожены, только на их содержание берлинские власти тратят больше миллиона евро ежегодно, а на реставрацию уходит еще больше.