"Я - ПЯТЫЙ ИЗ БИТЛОВ"

В начале грядущей зимы Москву и Санкт-Петербург ждет необычное событие - премьера рок-оперы "Идут белые снеги" по стихам Евгения Евтушенко. Это будет, как обещают прославленный поэт и его соавтор - молодой московский композитор Глеб Май, симбиоз любовной лирики и обличительной сатиры, мелодичности и металлики...

В центре действа, которое развернется в столичном спорткомплексе "Олимпийский" (12 декабря) и в питерском Ледовом дворце (15-го), окажется сам Евтушенко, два драматических актера - Дмитрий Харатьян и Дмитрий Дюжев, рок-группа из подмосковного города Электросталь, мужской хор Московской Патриархии, музыканты из ансамбля "Солисты Москвы" Юрия Башмета, а также артисты Театра русской драмы из Риги. Роль ведущего сыграет популярный писатель-сатирик Михаил Задорнов.
В минувшие выходные в Москве прошла встреча с участниками проекта - Евтушенко, Маем и Задорновым. Как сказал Евгений Александрович, главная цель их задумки - воскресить в публике массовую любовь к поэзии, каковая цвела буйным цветом в эпоху шестидесятников...
Во время встречи Евтушенко ответил на несколько вопросов корреспондента "Труда" - газеты, с которой поэта связывает давняя дружба (напомним: именно на ее страницах Евгений Александрович впервые опубликовал свою антологию "Тысяча лет русской поэзии").
- Евгений Александрович, в рок-опере вы использовали только известные стихи или приберегли какой-то сюрприз?
- Во втором действии рок-оперы "Идут белые снеги" в моем исполнении состоится премьера сочинения с неожиданным названием "Баллада о пятом битле". Лично для меня убойной новостью стал рассказ одного моего друга, который поведал, что, оказывается, Полу Маккартни еще в начале 60-х годов его любимая девушка подарила сборник моих стихов "Станция Зима"! В переводе, разумеется. И участники знаменитой группы "Битлз" возили книжку за собой по всему миру, частенько читая ее перед концертами. Вот так, сам того не подозревая, я как бы оказался пятым битлом... Кстати, мне посчастливилось побывать на первом концерте группы "Битлз" в Европе - это было в 1964 году в Риме. Как сейчас помню, двое из битлов приехали на тот концерт со своими мамами. Зал так бурно приветствовал английских музыкантов, что те стали умолять публику: успокойтесь, дайте нам наконец выступить, ведь наши мамы тоже хотят нас послушать, они для этого совершили такое дальнее путешествие... Мне всегда нравились песни "Битлз", да и самим музыкантам я симпатизировал, потому что они были ярыми противниками войны и насилия.
- Многие называют вас автором самой яркой антивоенной поэмы ХХ века - "Бабий Яр". Великий композитор Дмитрий Шостакович написал на эти стихи 13-ю симфонию, имевшую огромный резонанс в мире. Возможно, вам немножко грустно оттого, что "музыкальный полет" вашей поэзии теперь несколько снизился - ваши стихи вдохновили не какого-нибудь знаменитого симфониста, а рок-композитора?..
- Ничуть не грустно, я давно хотел создать что-нибудь вроде музыкального спектакля, и чтобы это было не для камерного звучания, а для широкой публики, но как-то все не получалось. А когда молодой композитор Глеб Май показал мне свою музыку к моей поэме "Исповедь", которую я написал 25 лет назад, (но на публике, увы, пока не читал), я загорелся идеей - сделать на ее основе представление, жанр которого я определяю как поэторию. Мне кажется, что в результате наших совместных усилий получилось нечто большее, чем рок-опера. Точнее, это, безусловно, рок-опера со всеми своими законами, но при этом очень мелодичная, задушевная. Не скрою, что жанр рок-оперы выбран в основном ради того, чтобы достучаться до нашей молодежи, чтобы поколение, рожденное в смутное время конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века, приобщилось к поэзии.
- Евгений Александрович, но зачем молодежи в наш прагматичный век забивать себе мозги "ненужной" лирикой? Им предстоит поднимать нашу экономику, строить рыночное государство, а для этого нужны трезвые головы и холодный рассудок, ведь так?
- Поэзия существует по своим законам. И согласно одному из них, великая поэзия рождается именно тогда, когда ее не ждут, когда все, казалось бы, препятствует ее появлению. Как это, кстати, происходило во время второй мировой войны, когда появилась славная плеяда поэтов-фронтовиков. А вот после войны, когда было покончено с разрухой и голодом, один за одним стали выходить очень плохие поэтические сборники. К сожалению, в настоящее время не знаю ни одного молодого поэта, чьи стихи были бы откровением. Когда в одной из газет я прочитал подборку стихов Олега Хлебникова, то с надеждой подумал: вот он, единственный молодой поэт современности... Но оказалось, что Олегу уже 56 лет, просто он никому еще неизвестен.
Зато у нас есть молодое поколение читателей, готовое к тому, чтобы любить стихи и ходить на большие поэтические вечера. Я это увидел еще 10 лет назад, во время похорон Булата Окуджавы. В толпе, которая двигалась по Арбату, чтобы проститься со своим кумиром, были такие одухотворенные лица молодых людей, что у меня затеплилась надежда на возрождение нашей нации. Это были как раз внуки нашего поколения 60-х, которым бабушки читали стихи Булата и пели песни Визбора.
- Не кажется ли вам, что благое стремление - собирать стадионы любителей поэзии, когда больших поэтов осталось раз два и обчелся, - это утопия? Согласитесь, когда устраивались поэтические вечера в Политехническом музее, да просто на площадях столицы, и яблоку негде было упасть от желающих послушать стихи, все было иначе...
- Первый поэтический вечер в Политехническом музее мы провели в 1954 году, когда еще никто не знал ни Беллы Ахмадулиной, ни Булата Окуджавы. В тот вечер Белла была не на сцене, а в рядах слушателей, Булат же стал публиковать позднее. После того легендарного поэтического вечера был еще вечер на площади Маяковского, на который собралось 40 тысяч человек. На сцену поднимались молодые люди, которые читали любимые стихи русских и советских поэтов - Пушкина, Лермонтова, Хлебникова... Никогда не забуду, как милиционеры избили одного суворовца за то, что он читал поэму "Облако в штанах". Этим блюстителям порядка показалось, что юноша пропагандирует эротические стихи собственного сочинения, тогда как это был Маяковский... Может, сейчас и не так много больших поэтов, но русская поэзия ведь никуда не исчезла. Достаточно одного свежего дуновения, чтобы ее разбудить. Как-то после долгого отсутствия в России я вернулся на свою дачу в Переделкино и едва не расплакался, увидев, как под действием мокрого весеннего снега все яблони пригнулись к земле, словно плачущие ивы. Я сразу же полез в сырые сугробы и стал стряхивать снег с деревьев. Каково же было мое удивление, когда на следующее утро мои бедные яблони были осыпаны белыми цветами! Надеюсь, такое же чудо произойдет и с поэзией, если приложить хоть какие-то усилия к ее оживлению.
- Евгений Александрович, вас подолгу не бывает в России - например, уже завтра утром улетите в США. Зачем же оставляете свои яблони на произвол судьбы? И своих читателей тоже?
- Увы, у меня заканчивается отпуск, который я взял в Питсбургском университете, профессором которого являюсь. В Америке у меня замечательные студенты, которых я обучаю русской прозе и русской поэзии, без этих ребят я уже не мыслю своей жизни. Убежден, что мои усилия служат на благо Отечеству. Уверяю вас: американец, знающий, кто такой Пушкин, никогда не посмеет сказать гадость о России и русских людях, не говоря уж о том, чтобы гадость сделать. Кстати, в Америке, причем не только в Северной, но и Латинской, даже в таких отсталых странах, как Сальвадор и Венесуэла, поэты собирают огромные залы слушателей, и это стало уже традицией.
- Коммерческая сторона вашего нынешнего проекта - рок-оперы "Идут белые снеги" - вас не волнует?
- Я очень хочу, чтобы наш спектакль проходил при полных залах, чтобы его увидели все желающие. Поэтому цена на билеты благодаря государственной поддержке будет скорее символической. А часть билетов будет распространяться бесплатно среди малообеспеченного населения, и это наша принципиальная позиция.
ПОСТАНОВЩИКИ - О РОК-ОПЕРЕ "ИДУТ БЕЛЫЕ СНЕГИ"
Писатель Михаил Задорнов:
- Я глубоко убежден, что именно поэзия воспитывает в человеке гражданина. Но, увы, когда у общества нет надежд, то кумирами становятся сатирики, а не поэты. Я не хочу, чтобы так продолжалось, несмотря на то, что сам принадлежу к сатирикам. В юности я пытался писать стихи, но у меня это плохо получалось. А вот стихи Евгения Евтушенко я любил всегда, люблю и сейчас. Кстати, их я читал девушкам, и благодаря этому пользовался у них бешеным успехом. Сейчас я замечаю признаки интереса молодого поколения к поэзии. И этакой "зажигалкой" для его вспышки может стать лирика Евгения Евтушенко. Что же касается лично моего участия в этом проекте, то я выступлю в качестве ведущего двух отделений рок-оперы, а артисты созданного мною Театра русской драмы в Риге будут играть драматические роли в течение всего действа. Это наш подарок Евгению Александровичу к 75-летию.
Режиссер Николай Лактионов:
- На грандиозных аренах "Олимпийского" и Ледового дворца возведут сцену, изображающую остров посреди океана, и высадят березовую рощу в натуральную величину. На гигантском панорамном экране будет транслироваться фильм - как бы ожившие воспоминания и размышления главного героя. Используются новейшие шоу-технологии - световые пушки, мощный стереозвук. В спектакле вместе с Евгением Евтушенко принимает участие большой коллектив исполнителей, состоящий из 60 человек. Наш проект - не коммерческий, поскольку его поддержало Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а также городские власти Москвы и Санкт-Петербурга. Но денег пока хватает только на представления в этих столицах. Что потом - трудно сказать. Надо посмотреть, как примет публика. Возможно, помогут спонсоры, и столь масштабное начинание не ограничится двумя спектаклями.