МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ

Похоже, цены в магазинах больше расти не будут. Стоило правительству и политикам заговорить о сговоре торговых сетей, как Ассоциация компаний розничной торговли, в которую входят крупнейшие ритейлеры ("Ашан", "Копейка" и т.д.), обнародовала обращение ко всем участникам рынка, и в первую очередь к производителям, - на полгода заморозить цены на социально значимые продукты питания. Спрашивается, что же раньше-то молчали?

Напомним, что ценники уже не раз переписаны. С января по сентябрь хлеб в среднем по стране подорожал на 20 процентов, масло подсолнечное и сливочное - на 17, крупы - почти на 16, макароны - на 14. И далее по гастрономическому списку в том же духе.
Проще всего, конечно, вслед за министром финансов Алексеем Кудриным объяснить удорожание продуктов питания неблагоприятной конъюнктурой: в мире недобор зерна. Цены на продукты питания действительно во всем мире растут - молоко в Европе, например, подорожало на 40 процентов. Но там есть резервы. Во-первых, у европейцев в несколько раз выше доходы. К тому же, чтобы остановить дальнейший рост цен, страны ЕС обратились в Еврокомиссию с предложением отменить квоты на его выработку. Зерно в ЕС будет импортироваться, а субсидии европейским экспортерам сократятся, с тем чтобы их продукция не покидала внутренний рынок.
У наших властей набор мер по обузданию цен явно беднее. Чтобы поднять отечественное сельское хозяйство, потребуются годы, если не десятилетия. Снижение на полгода импортных пошлин на молоко на 10 процентов и повышение экспортных на зерно может дать эффект не сразу, а через несколько месяцев. Остаются административные меры. И региональные власти уже приступили к их реализации. Например, правительство Тюменской области в рамках борьбы с ростом цен на продовольствие установило с 15 октября предельный размер торговой надбавки (не более 10 процентов к цене производителя) на ряд социально значимых продовольственных товаров. Плюс назначило пособия на пропитание малоимущим многодетным семьям и пенсионерам.
А на передний фронт борьбы правительства за стабилизацию цен выдвигается ФАС. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что в каждом четвертом случае рост потребительских цен связан с монопольным сговором. Антимонопольщики пригрозили сделать представление в Генпрокуратуру против тех, кто неоправданно задирает цены. Уже возбуждены дела против 15 предприятий, в том числе против Брянского молочного завода и Уфимского комбината хлебопродуктов. Кроме хлебного и молочного рынков, антимонопольное ведомство проверит рынок подсолнечного масла. Четырем крупнейшим компаниям (ООО "Бунге СНГ", "Юг России", ЗАО "ЭФКО продукты питания" и "WJ"), совокупная доля которых на масляном рынке составляет свыше 60 процентов, уже направлены запросы о предоставлении информации об объемах производства и реализации продукции.
Правда, эксперты сомневаются, что сговор между производителями, а также в торговой среде удастся доказать и виновные понесут серьезное наказание. Скорее всего, пострадают стрелочники в лице мелких оптовых торговцев, и население не увидит реального снижения цен. По крайней мере, в новейшей российской истории такого прецедента еще не было. Вспомнить хотя бы, что не удалось доказать сговор МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона", когда они ввели одинаковую плату за соединение. И никто не ответил за беспрецедентный рост цен на квадратный метр жилья в новостройках, хотя ФАС пыталась доказать наличие согласованных действий между чиновниками и застройщиками. Таких примеров, увы, немало.
Впрочем, расследование на продовольственном рынке имеет шанс принести конкретные результаты. На носу выборы, а потому правительство и партия власти могут по всей строгости спросить с тех, кто решил погреть руки на подорожании продуктов. И это будет как раз тот случай, когда электорат действия власти поддержит двумя руками.
ЗВОНОК В ФАС
Корреспондент "Труда" поинтересовался у зам. руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея ЦЫГАНОВА, как антимонопольщики будут бороться с ростом цен.
- Андрей Геннадьевич, ваш шеф заявил, что каждое четвертое повышение потребительских цен продиктовано монопольным сговором. И как вы собираетесь это доказать?
- По крайней мере мы к этому готовы. Я убежден: причина роста цен - желание участников рынка получить больше прибыли. Хотя, конечно, наши решения будут оспариваться в судах.
- А есть вообще признаки сговора?
- Начнем с того, что сговор - это соглашение, направленное на ограничение конкуренции. К косвенным признакам можно отнести одномоментное повышение цен без каких-либо объективных причин. Или, например, если товары одного производителя с рынка исчезли, а другого - заняли все прилавки. И то и другое законодательно запрещено.
- А есть ли случаи, когда уже ничего не надо доказывать, а прямо брать и наказывать?
- Только один - признание хозяйствующими субъектами, что они действительно договорились. Но как вы понимаете, если за руку не пойман, то и не вор.
- Если ФАС все-таки удастся уличить производителей или торговлю в ценовом сговоре, каким будет наказание?
- Санкции будут за это серьезные - до 4 процентов годового оборота.
А КАК У НИХ?
В Испании осень началась с того, что резко выросли цены на основные продукты питания: на хлебобулочные изделия и молоко они подпрыгнули более чем на 20 процентов, на мясо в среднем увеличились на 25 процентов. Примерно на 25 процентов повысились цены на яйца, крупы, сыры, колбасные изделия, овощи, фрукты.
Из-за роста цен на зерно и молоко на мировых рынках производители сейчас вынуждены объявлять о предстоящем подорожании их продукции. Это уже сделал концерн "Данон", который заявил о повышении своих тарифов в среднем на 10 процентов, начиная с 21 ноября этого года. Примерно такая же ситуация складывается в Германии.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Могут ли административные меры остановить рост цен хотя бы до выборов?
Николай ПЕТРАКОВ, директор Института проблем рынка РАН:
- Управлять - значит предвидеть, а не выполнять функции пожарной команды. Когда цены выросли непомерно и не собираются останавливаться, административные меры тут бесполезны - они не могут контролировать рынок. Следовало еще вчера проводить товарные интервенции. Когда продуктов больше, соответственно и цены ниже.