ДО ЛУНЫ И ОБРАТНО

Крупным событием в отечественной космонавтике станет создание в России принципиально нового космического корабля следующего поколения. Сейчас в ракетно-космической корпорации "Энергия" рассматривают 6 различных проектов такого аппарата. Об этом президент корпорации Виталий Лопота сообщил в Центре управления полетами, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, посвященной успешной стыковке "Союза ТМА-11" с Международной космической станцией.

Российские специалисты анализируют не только технические, технологические параметры будущего корабля, обеспечение безопасности экипажа, но и особо придирчиво - экономические аспекты. "Шаттл, например, втянул американцев в тяжелейшую ситуацию, - заметил Лопота в присутствии администратора по космическим операциям НАСА Билла Герстенмайера. - В год на этот корабль приходится тратить до 3 миллиардов долларов. Шаттл стал экономической обузой для США..." Сейчас американцы работают над новым кораблем "Орион", который должен заменить шаттлы. Шестиместный вариант "Ориона" будет летать на околоземную орбиту. А к Луне отправится конструктивно отличающийся четырехместный "Орион", который перед полетом к Селене состыкуется вблизи Земли с другим аппаратом - беспилотным.
Российские конструкторы, разрабатывая варианты отечественного корабля, тоже думают не только о ближнем космосе, но и о Луне. Начинается как бы негласное соревнование - чей внеземной пилотируемый комплекс окажется эффективнее?
- Сейчас у конструкторов "Энергии", может быть, самый ответственный этап, - говорит академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, лауреат Государственной премии Владимир Ходаков. - Надо сделать принципиальный выбор. Как, например, возвращаться на Землю? Можно использовать многоразовую капсулу, которая будет приземляться на парашюте. Эта схема обеспечивает большую безопасность для экипажа. И она уже в течение многих десятилетий апробирована на кораблях типа "Союз". А можно выбрать самолетный вариант посадки на аэродромную полосу. Есть комбинированные схемы. В свое время академик Мишин занимался аппаратами вертикального взлета и посадки... Словом, проектов хватает, трудность в том, чтобы выбрать наилучшую схему. Ведь цена ошибки будет очень большой. К примеру, американцы на "Орион" ассигнуют более 8 миллиардов долларов, в действительности сумма значительно вырастет. Вот масштаб затрат. Понятно, какая ответственность ложится на тех, кто принимает окончательное решение. Поэтому спешить опасно. Но и затягивать нельзя - отстанем ведь. Вообще-то уже необходимо принимать решение.