Неловкая «Сцена»

Шоу состязания певцов «Главная сцена», выходящее на «России 1», проиграло рейтинговую битву «Голосу» Первого канала

Наверное, конкуренцию между Первым каналом и «Россией 1» и так называемое контрпрограммирование когда-нибудь будут изучать в вузах, готовящих профессионалов телеэкрана. А называться этот раздел будет «Грабли, это снова мы». Раз за разом ВГТРК пытается противопоставить своему сопернику похожие как две капли воды форматы, определяя им место в том же эфирном промежутке. На перечисление всех не хватит места. И тут и там звезды шоу-бизнеса танцевали на коньках и просто танцевали, и тут и там пели не своими голосами, а молодые таланты пытались пробиться на поп-олимп в таком количестве различных проектов, что не мудрено запутаться, где какой показывали.

Что характерно, в этой борьбе за аудиторию «Россия» в большинстве случаев, увы, уступала. Но каждый раз снова рвалась в бой. Пример из числа последних. Летом «Россия 1» запустила новую программу — «Рассудят люди». Она начиналась в 16.00 по будням и должна была составить конкуренцию «Мужскому/Женскому», выходящему на «Первом» в тот же час. По мелочам, правда, эти два проекта слегка отличались, но не принципиально. И в том и в другом речь шла о проблемах обычных людей, о семейных неурядицах, бытовых проблемах и гендерных трениях. Сходство одной лишь тематикой не ограничилось. В «М/Ж» соведущей шоумена Александра Гордона стала Юлия Барановская, ставшая известной после душещипательных откровений в студии Малахова о своем бывшем гражданском муже — футболисте Аршавине. В «Рассудят люди» компанию певице Натали составила известная шахматистка Мария Манакова. То есть налицо некий спортивный флер. Но «битва титанов» оказалась недолгой: «М/Ж» продолжает выходить и сегодня, а на месте «российского» конкурента пошли сериалы.

Но, конечно, главная схватка в этом сезоне, как предполагалось, должна была развернуться между «Голосом» и «Главной сценой». Они конкурировали и раньше, но тут «Россия» наконец решила, что, проиграв один раз, не стоит сталкивать свою «Сцену» с противником лоб в лоб, и поставила ее на субботу, а не на пятницу, когда идет «Голос». Время хорошее, вечернее. И у конкурента совсем другое в эфире — Дибров с «Миллионером» и шоу с дельфинами. То есть для тех, кому нравится наблюдать, как открывают музыкальные таланты, выбор кнопки очевиден.

Кроме того, «Россия» припасла для «Сцены» несколько особых козырей. Теперь ею должны были управлять не Мартиросян с Лепсом, как раньше, а Эрнест Мацкявичюс и Наргиз Закирова. То есть телеведущий-информационщик, прежде, кажется, не блиставший талантами шоумена, и певица с экзотическим имиджем, как бы не слишком органичным для федерального телеканала, да к тому же еще и звезда одного из прошлых «Голосов». Кроме того, создатели «Главной сцены» торжественно объявили, что их конкурсанты будут петь только на русском, уев таким образом конкурентов, которых не раз упрекали в том, что в нашей версии иностранной франшизы большинство участников предпочитает английский. А это как-то непатриотично, тем более в непростое время импортозамещения.

И результаты, увы, оказались предсказуемыми. По данным компании «TNS Россия», в топ-100 лучших программ прошлой недели «Голос» оказался на первом месте. Из всех смотревших телевизор в это время это шоу предпочли почти 24% зрителей. А «Главная сцена» заняла лишь 53-ю строчку с долей аудитории 10,1%. По Москве показатели еще красноречивей: и в этой категории «Голос» был лидером, а проект «России 1» вообще не попал в сотню.

Вопрос: чем же не угодила зрителю «Сцена»? Что в ней не так? Вроде в составах членов жюри, наставников и их команд столько интересных людей! А среди участников не только вокалисты, как в «Голосе», но и музыкальные группы, что, конечно, разнообразит зрелище. Но вот не задалось, и все тут.

Практически с самого начала стало понятным, что нестандартный выбор ведущих не играет. Серьезному информационщику Мацкявичюсу, казалось, в новом амплуа неловко. Сочиненные сценаристами шутки в его устах не искрили, между ним и его коллегой не было живого человеческого контакта. А отвязной умнице Закировой было не по себе в атмосфере пафоса, которым продюсеры попытались заполнить эфир. Многим зрителям она тоже показалась неуместной. Вот один из характерных отзывов в Сети: «Люди добрые! Что же это делается? Ведь дети тоже смотрят телевизор. А если ночью приснится эта абра-кадабра, вся синяя от татуировок, лысая и с черными губами? Эрнест! Как вы могли согласиться составить пару этому чучелу?»

В результате Наргиз из проекта ушла. Объяснила это тем, что не может произносить пошлые и глупые остроты, которые придумывают для нее сценаристы. А особенно ее возмутила настойчивая просьба стилистки скрыть свои многочисленные татуировки под одеждой. На ее место пригласили резидента Comedy Club Марину Кравец, характер чувства юмора которой, видимо, должен больше соответствовать каналу, культивирующему Петросяна и его компанию.

Не все хорошо получилось и с пением на родном языке. Стало видно, что некоторые исполнители просто не понимают, о чем поют. С английским это не бросалось в глаза и не резало слух.

Но самое важное — «Главная сцена» оказалась перегруженной, как плот с беженцами. В «Голосе» есть участники и их болельщики, наставники и ведущий Дмитрий Нагиев. В «Сцене» — еще и четверо членов жюри, и приглашенные на огонек знаменитости, и ведущих двое. И все они говорят. А кроме того, еще и закадровый голос присутствует, как раз тот самый пафос и призванный нагонять. И участники могут спеть не одну песню, а две, если с первой жюри не определится. Плюс к тому — аляповатый монтаж с разными веселенькими спецэффектами и крупными планами ликующих зрителей, призванными разнообразить картинку, но только утяжеляющими ее. В результате смотреть «Сцену» трудно. А развлекательное шоу и труд сочетаются плохо.