На каком языке они с нами говорят?

Как депутат Госдумы помогает хип-хопу преодолеть кризис жанра

Говорят, можно бесконечно смотреть на воду, огонь и то, как работает другой человек. Я бы расширил этот список: не перестают изумлять и наши депутаты, когда вдруг обнаруживают, что кроме думской зарплаты и кнопок для голосования существуют еще какие-то вещи, не укладывающиеся в их представление о мире.

На днях зампредседателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина открыла для себя хип-хоп. Планета Земля знает о нем уже лет 30–40, но до Елены Андреевны, по-видимому, дошло только теперь. Открытие встревожило ее не на шутку. В интервью РИА «Новости» дама с возмущением назвала имена Моргенштерна и Элджея, в чьих «модных музыкальных произведениях поют про наркотики и половые контакты», «внушается чрезмерная значимость денег» — и все это без ограничений могут увидеть дети «по телевидению в дневное время», а также «в сети Интернет».

Прочти подростки эти диковатые канцеляризмы про «половые контакты» и «значимость денег в дневное время» (эти юнцы и ночью-то ТВ не смотрят), они бы долго хохотали. Но молодежь и депутаты (к счастью для тех и других!) живут на разных планетах.

Нет, Елена Вторыгина в заботе о духовном и психическом здоровье юного поколения пока, слава богу, не призывает посадить Моргенштерна, отрубить его поклонникам интернет или ввести для них пропуска на вход в сеть. Она всего лишь требует запретить трансляцию подобного контента днем, а также ввести возрастной ценз на просмотр клипов и посещение сайтов рэперов. Правда, как технически обеспечить такие запреты, депутат не пояснила. Лишь предложила соцсетям при регистрации «запрашивать у пользователя документ, подтверждающий его дату рождения». Нужно ли такое свидетельство заверять у районного нотариуса и почему, допустим, «Фейсбук» и другие иностранные веб-ресурсы должны озаботиться охраной российских детей от тлетворного влияния Элджея? Ответа тоже нет.

Тут самое время заметить, что если какие-то запретительные шаги будут предприняты, наши рэп-исполнители должны будут сказать депутатам огромное спасибо. Дело в том, что дерзкий контент, так внезапно поразивший г-жу Вторыгину, для массовой публики вовсе не новость. Больше того, выйдя на пик несколько лет назад, он уже успел изрядно надоесть и пошёл на спад, который рэп-промоутерам остановить пока не удаётся. Юная аудитория, насладившись хип-хоп-произведениями о наркотиках, сексе и «чрезмерной значимости денег», жаждет большего стилистического разнообразия и находит его в альт-роке, панке, даже старой доброй попсе, нынче вовсю переиначиваемой на новый лад. Там теперь тоже полно новых звездочек, которые поют кто во что горазд и о чем хотят — некоторые даже матерятся и «описывают порнографические сцены». В такой ситуации репрессии по отношению к рэпу наверняка повысят интерес к нему и помогут жанру вернуться на острие моды. Ведь если Моргенштерна вдруг начнут «плющить», даже те, кому он поднадоел, включат опального рэпера просто из любопытства.

Вопрос, как же они смогут его включить, если, по предложению депутатов, на контенте будет стоять маркировка «18+» и на сайт нельзя будет пройти без паспорта, представляет проблему только для этих самых депутатов. Как показывает практика, подобные запреты не то что не работают — молодые люди о них просто не догадываются. Во-первых, сами исполнители, в отличие от советских рокеров или рэперов старой школы, искренне не понимают, что делают что-то запретное и протестное: они выросли в среде, где свободное высказывание — норма, а сообщения о чьем-либо намерении зарегулировать вольницу общения в интернете воспринимаются глупым анекдотом. Во-вторых, их аудитория выросла со смартфонами в руках и в несколько кликов обойдет все рвы и редуты, которые будут воздвигнуты на пути к желаемым веб-страницам.

Есть, правда, и такой вариант: выдвинуть Моргенштерна и Элджея в депутаты. Хотя бы для того, чтобы они объяснили своим новым коллегам реальные законы работы «сети Интернет» и тем самым избавили бы их и всех нас от недоразумений. Вроде того, что явила Елена Вторыгина.