Риналь Мухаметов: Вы до самого конца будете теряться в догадках, кто же настоящий убийца

«Труд» попросил актера рассказать, какие перипетии на этот раз ждут героев сериала «Катран»

На Первом канале начался показ сериала «Катран» — продолжение популярнейшего цикла детективных историй сериала «Мосгаз» о майоре Черкасове и его помощнице Соне. В нынешнем, уже седьмом сезоне к исполнителям главных ролей Андрею Смолякову и Марине Александровой присоединяется целый десант звездных актеров — это Екатерина Климова, Максим Аверин, Евгения Крюкова, Алена Бабенко, Риналь Мухаметов... «Труд» попросил Риналя рассказать, какие перипетии ждут на этот раз героев, как работалось в такой мощной команде и каково вообще актеру в сегодняшнем тревожном мире.

— Риналь, вот уже который год герои «Мосгаза» и его продолжений притягивают к себе внимание миллионов телезрителей. В чем, на ваш взгляд, причина такого стабильного успеха?

— Хорошо закрученный детектив и экшен — безотказный магнит. И тут надо отдать должное сценаристам: историю они умеют построить лихо. Возьму на себя смелость утверждать, что вы до самого конца будете теряться в догадках, кто же настоящий убийца. Хотя должен признаться, что до начала работы в этом проекте не видел ни одной серии «Мосгаза». И когда вышел на первые съемочные смены, отнесся к фильму, может быть, чуть легкомысленнее, чем он того стоит. Но съемки быстро расставили точки над i. Было очень интересно наблюдать за ходом мысли режиссера, за находками оператора и слаженными действиями всей команды.

— Да уж, актерский состав — сплошные имена! Как в таком работать — проще или сложнее, чем в менее звездной компании?

— И не просто, и не сложно, а я бы ответил так: очень интересно и здорово. Все, включая меня, прежде чем получить приглашение, прошли кастинг. С Мариной Александровой мы уже имели не один случай работать вместе, было очень приятно встретиться снова. А вот с Андреем Смоляковым, Максимом Авериным, Сергеем Сосновским, Аленой Бабенко и с остальным звездным составом мы познакомились только сейчас на съемочной площадке. Замечательные артисты и люди! Мы побывали в интересных местах, наши герои пережили погони, перестрелки в лесу... Такие приключения не каждый день выпадают актеру.

— Действие на этот раз разворачивается в подпольном казино «Катран». Ваш коллега по площадке Максим Аверин признался, что игровой стол требует сложных математических расчетов, ему пришлось долго разбираться, что к чему. А вам?

— А мне не пришлось, поскольку мой герой в стороне от всех этих подпольных историй. Ваня — парень из провинции, который в поисках хорошей жизни приезжает в большой город поступать в вуз и поселяется у тети, которую играет Алена Бабенко. А эта тетя Бэлла, оказывается, — владелица злачного места под названием «Катран». Так что и моему герою достается своя линия приключений. Он влюблен в девушку, вместе с которой попадает в очень опасные истории и пытается из них выкарабкаться. Как именно — не могу сейчас раскрывать. Смотрите — и сами все узнаете!

— Но пока большинство зрителей ассоциируют вас не с Ваней из провинции, а с инопланетянином Хэконом из фантастической дилогии Федора Бондарчука «Притяжение» — «Вторжение». «Катран» же — совершенно другой жанр. Вам захотелось попробовать себя в контрастном амплуа?

— Актер редко выбирает персонажа — чаще персонаж находит актера. Но мне всегда хочется, чтобы мой герой был максимально свободен в своих действиях. Не укладывался в какие-то клише — например, вот он врач или адвокат, значит, и действует, как положено врачу или адвокату. Хорошо, когда в персонаже есть загадка, тайна, может быть, скрытая ранимость. У Вани все это есть. Надеюсь, зритель в этом убедится.

— Как театральный актер вы по-прежнему работаете в «Гоголь-центре» под руководством Кирилла Серебренникова?

— Все верно, работаю. И вместе со всеми людьми театра пребываю в тревожном ожидании: что дальше? Самые разные слухи ходят о судьбе театрального дела в пандемию. Очень бы хотелось, чтобы ситуация удержалась на какой-то грани, позволяющей работать. Кирилл Серебренников, мой мастер, — один из самых близких мне людей. Таких совсем немного: моя супруга и вот Кирилл Семенович. Он сразу принял меня таким, какой я есть, для меня он наставник и главный авторитет в профессии.

— Раз уж упомянули о жене, расскажите и о ее роли в вашей творческой жизни. Она ваша первая поклонница?

— Профессия Сюзанны — продюсирование, сейчас она мой директор. Тандем у нас сложился, считаю, потрясающий, и направляет его именно она. Так что главной моей поклонницей, наверное, правильнее назвать дочь!

— Вы сотрудничаете с фондом поддержки больных детей «Подари жизнь». Благотворительность никогда не бывает легким делом, а как сейчас, в пандемию?

— Легче точно не стало, и труднее всего самим ребятам, ведь они теперь полностью изолированы в своих клиниках, даже не могут общаться с мамами и папами, что для них особенно тяжело. А что касается сбора средств, то, как ни удивительно, он идет успешно. Здорово, что у нас так много людей, готовых подставить плечо тем, кто в этом особенно нуждается. Благотворительность уже неотъемлемая часть моей жизни. А ребята, которым мы помогаем, — мои друзья и самые преданные зрители. Восхищаюсь их мужеством, учусь их стремлению жить полноценно и счастливо. Гладя на них, понимаешь, что жизнь, как бы сложна ни была, — прекрасная штука.

— Какой сценарий лежит сейчас на вашем столе? Может быть, ваш собственный? Вы ведь и сочинитель тоже.

— Нет, сценарии пока не рождаются. Может, потому что я увлекся музыкой? Уже готово несколько моих песен. Такому повороту в карьере поспособствовал и карантин — заставил отойти от привычного ритма, дал время подкопить новые идеи. Сначала родилась одна песня, она понравилась узкому кругу слушателей и мне самому. И я подумал: а не записать ли мини-альбом из трех песен? Совсем скоро такой выйдет.

— А когда вернетесь к писательству, о какой п-роблеме сегодняшнего общества хотели бы сказать прежде всего?

— Меня тревожит то, что люди теряют желание и умение слушать и слышать друг друга, очень легко переходят к агрессии и нетерпимости. Еще я бы задался вопросом, отчего в современном мире доброта, искренность и отзывчивость стали считаться признаками слабости. Надеюсь, это не навсегда, но, чтобы положение изменилось, надо об этом говорить, вглядываться в самих себя.

— Если бы была изобретена машина времени, в какую эпоху вы предпочли бы отправиться?

— Пожалуй, в век XVIII. Барокко, рококо, помпезные костюмы, парики, все такое масштабное и театральное. Вот когда жизнь выглядела театром! Еще было бы интересно попробовать обойтись без ТВ, кино, интернета и многого другого, без чего нашу сегодняшнюю жизнь невозможно представить. Зато почувствовать, каково это — ждать новой книги или новой оперы как главного события года...

— Кстати, о музыке и литературе. Что нынче слушаете и читаете?

— Мои музыкальные вкусы неизменны — не могу без тяжелого рока, без Depeche Mode, Muse, Мэрилина Мэнсона. На чтение остается мало времени, да и по натуре я не слишком усидчив. Но как бы ни уставал, заставляю себя читать. Для меня это, признаться, нелегкая работа, но очень нужная. Вот взял книгу Эдит Гамильтон про мифологию — познавательно и актеру полезно. Перечитывал «Чайку» Чехова и пытался представить героев пьесы в нынешних обстоятельствах. Это, кстати, не так уж трудно сделать, что лишний раз доказывает: настоящая классика всегда очень современна.

— Вы сказали, что в музыкальных вкусах себе не изменяете. А в остальном?

— Мне кажется, на такой вопрос вам уверенно ответит только тот, кто прошел, пользуясь игровой терминологией, 100 уровней из 100. А я, как и большинство людей, нахожусь в поиске. Учусь всматриваться в себя, понимать других. Стараюсь как можно больше узнавать и познавать. Отношусь к жизни как к огромной тайне. И думаю, так будет со мной всегда. Не поверю ни одному человеку, который скажет, что он понял, в чем смысл жизни.