Дальневосточники вспомнят, что такое самолет

К, казалось бы, очевидному решению – созданию единой дальневосточной авиакомпании - губернаторы пришли не сразу

«Тайга» — так будет называться единая дальневосточная авиакомпания, которую создают на Дальнем Востоке. На первом этапе она будет представлена в виде союза региональных перевозчиков, совершающих перелеты по всей территории ДФО. К этому, казалось бы, очевидному решению губернаторы пришли не сразу.

Все началось с поручения президента Путина по созданию на Дальнем Востоке авиакомпании, эксплуатирующей российские суда. Раньше других «созрели» сахалинские власти, предложившие создать ее на базе авиакомпании «Аврора», в которой 51% акций принадлежит «Аэрофлоту». Идею поддержал вице-премьер, полпред в ДФО Юрий Трутнев.

Но не все так просто. По мнению наших экспертов, такую схему продвигает «Аэрофлот», мечтающий избавиться от «Суперджетов», которые ему постоянно навязывают. Однако с таким вариантом объединения не согласились другие дальневосточные авиаперевозчики. И первую скрипку взяла на себя Якутия, предложившая создание альянса на принципах сохранения юридической самостоятельности участников. Речь идет об авиакомпаниях «АЛРОСА», «Полярные авиалинии», «Аврора», «Камчатское авиапредприятие», «ЧукотАВИА», «Хабаровские авиалинии» и «Сибирская легкая авиация».

Управлять альянсом станет наблюдательный совет в составе представителей регионов, в правление войдут руководители авиапредприятий. Ну и, наконец, принятием оперативных решений займется исполнительная дирекция, состоящая из глав перевозчиков и исполнительного директора альянса.

Именно такая конструкция сотрудничества устроила дальневосточников, поскольку все регионы ДФО договорились об организационно-правовой форме единой авиакомпании. Определена перспективная маршрутная сеть, обещающая связать 400 населенных пунктов огромного региона. Осталось подписать основное соглашение. Его детали продолжают обсуждаться. Финансовую модель объединения изучает ГосНИИ гражданской авиации. Есть надежда, что тем самым появляется весомый стимул для обновления парка воздушных судов за счет обескровленного долгим к нему невниманием властей российского авиапрома. Кстати, первоначальная идея создать компанию под флагом «Авроры» выглядела мертворожденной еще и потому, что в ее парке сегодня только иностранная техника — 10 среднемагистральных Airbus A319 и 13 турбовинтовых Bombardier разных моделей.

«Давно пора пересадить региональных перевозчиков на российские машины, — считает бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег СМИРНОВ. — Тем более что государство обеспечит дополнительным субсидированием компании, эксплуатирующие отечественную технику». Впрочем, скептики предлагают не торопиться с выводами, ведь на Дальнем Востоке каждый регион пытается субсидировать своего перевозчика, чтобы налоги не «улетали из дома».

«Мы, безусловно, поддерживаем идею якутян, — заявил корреспонденту «Труда» исполнительный директор некоммерческого партнерства «Росавиацентр», председатель правления региональной общественной организации содействия полярникам Владимир СКОРОПУЛОВ. — Им есть чем поделиться с партнерами по альянсу, у них накоплен приличный опыт эксплуатации «Суперджетов». В Якутии солидный парк умеющих взлетать с грунтовых аэродромов Ан-24. Там же ведут переговоры с узбеками о приобретении стоящих у них на приколе Ил-114...

P.S. А еще надо вспомнить о поручении президента по развитию малой авиации. В нем шесть пунктов в адрес Минтранса и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Давно идут разговоры о модернизации легендарного самолета-долгожителя Ан-2. А пока мы начинаем закупать аналоги нашей «Аннушки» в Китае, хотя в России есть все возможности буквально за пару лет реанимировать как минимум 500 этих легких многоцелевых грузопассажирских самолетов, обеспечив создание новых рабочих мест, подготовку наземного и летного состава при очень небольших затратах. И связать наконец воздушными трассами десятки и сотни отдаленных районов ДФО, где уже забыли, что такое самолет.