10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПО РУБЛЮ ИЛИ ПОРУБЛЮ?

Ищенко Сергей
Опубликовано 01:01 16 Ноября 2000г.
В последнее десятилетие российская военная реформа или то, что под ней подразумевали, стала таким же национальным несчастьем, как пресловутые дураки и дороги. О том, что с обороной страны срочно надо что-то делать, заговорили с той поры, как одним не очень прекрасным утром министр обороны вдруг увидел под Кремлевской стеной приземлившийся самолетик немецкого воздушного ковбоя Матиуса Руста. Во властных верхах загремели громы и молнии... На столы начальников горами ложились партбилеты и споротые многозвездные погоны... По кремлевским и арбатским коридорам с той поры звучит словно эхо: "Даешь военную реформу!"

Убрали из армии политработников, доложили народу: "Первый этап преобразований в Вооруженных силах успешно пройден". Вывели войска из Восточной Европы - прошли, говорят, второй. Ввели в армии службу по контракту - это вроде бы третий этап. Или еще второй? Окончательно запутались, этапы считать перестали, просто кого-то с кем-то объединяли, разъединяли, сокращали. Итог такой военной реформы подвела первая чеченская кампания: с бандами в горах сражаться оказалось некому, в пехотные цепи пришлось ставить даже матросов с кораблей Тихоокеанского флота. Как в Великую Отечественную...
Некоторые другие исходные позиции для нынешнего этапа преобразований в оборонной области такие. Размер военного бюджета России в нынешнем году всего 7 миллиардов долларов против 270 миллиардов долларов в США при сопоставимой численности личного состава. Средняя продолжительность плавания наших кораблей около 10 суток в год, в ВМС Соединенных Штатов - 200 суток. Доля современных средств связи в войсках не превышает 20 процентов, и даже при ритмичном финансировании развал промышленности не позволит выправить положение до 2010-2015 годов. Начиная с 1995 года в Вооруженные силы РФ поступили 1500 выпускников летных училищ. Из них на сегодня к боевым действиям хоть как-то подготовлено около 32 процентов, а более 400 наших молодых военных летчиков не летали ни единого раза.
Поднимать оборону России из руин выпало президенту Владимиру Путину. На сей раз решено было не торопиться. Для начала на Совете безопасности РФ пришлось признать неприятный факт: минимум до 2010 года вести широкомасштабную войну обычными средствами Россия не в состоянии ни с каким противником. Рубежи хранить от крупного вторжения в состоянии только наше ядерное оружие. Легкомысленное обязательство Михаила Горбачева никогда не применять его первыми мы берем назад. Стало быть, применим, если не будет другого выхода. А под прикрытием этого "зонтика" и начнем наконец настоящую военную реформу. Так решил на минувшей неделе Совет безопасности России. Об этом "Труду" рассказал заместитель секретаря Совбеза генерал-полковник Владимир Потапов.
По его словам, главное, чем начинающиеся преобразования отличаются от прежних, - в тщательном финансовом обосновании. В основу положены макроэкономические прогнозы развития страны на период 2001-2010 годов. Исходя из них каждому силовому ведомству по годам определен некий денежный фундамент, который гарантированно никто не будет уменьшать. Хочешь, министр, высвободить бюджетные средства на закупку нового оружия и техники? Уменьшай расходы на содержание войск. Сделать это возможно только одним способом - сократить их численность. До какого предела? Вооруженным силам президентом страны определено: на 365 тысяч военнослужащих, остальным силовым ведомствам - совокупно еще на 105 тысяч. Да к тому же всем - на 130 тысяч человек уменьшить гражданский персонал.
Есть такой скучный военно-бухгалтерский показатель - ресурсообеспечение солдата. То есть сколько денег в год приходится на одного бойца. Так вот, если все задуманное президентом и Совбезом осуществится, обещает генерал Потапов, к 2005 году ресурсообеспечение каждого российского военнослужащего вырастет вдвое, а к 2010 году - втрое. На эти деньги летчики станут регулярно летать, моряки - ходить по морям, по волнам, артиллеристы - стрелять. Для чего, собственно, военная реформа и затевается.
Такую логику многие поначалу встретили в штыки. По этой причине первая попытка запустить маховик оборонных преобразований в минувшем августе провалилась. На том заседании Совбеза министры внутренних дел, МЧС и директор Федеральной пограничной службы сплоченно выступили против: "Наши ведомства не трогайте". Владимир Путин счел тогда вопрос неподготовленным, а заседание Совета велел считать простым совещанием. С той поры 17 раз собиралась экспертная комиссия по военной реформе. Упрямых министров убедили просто: больше денег все равно не получите. С цифрами в руках тому же Владимиру Рушайло показали, что если численность внутренних войск оставить неизменной, то к 2005 году их ресурсообеспеченность вырастет в лучшем случае всего в полтора раза. Убедили. Теперь главком внутренних войск генерал-полковник Вячеслав Тихомиров полагает оптимальным намеченное сокращение своих полков и дивизий сразу на 33 тысячи человек. Конечно, с некоторым изменением задач.
Вряд ли стоит ожидать, что и теперь военная реформа пойдет гладко. Слишком многих она больно задевает, слишком скудны возможности государства по социальной защите увольняемых. Но у России не осталось ни иного выхода, ни времени.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников