КОРОЛЕВЫ СТАРЫМИ НЕ БЫВАЮТ

Демографы прогнозируют дальнейшее старение населения России. Через 10-12 лет количество людей, еще или уже не способных работать, будет равно числу работоспособных. Надо ли стареющим людям стараться как можно дольше оставаться на "молодых" ролях? Стоит ли им активно заниматься политикой, удерживаться во власти? Об этом наш разговор с врачом-психологом Леонидом Китаевым-Смык.

Авиценна (Ибн Сина), выдающийся ученый и врач, некогда провел эксперимент на себе: старея, он продолжал, даже усиливал нагрузку на себя "мирскими радостями". Умер Авиценна от целого "букета" болезней на 57-м году жизни. Но оставил проверенный ценой своей жизни завет всем стареющим людям:
надо ограничивать себя в плотских утехах, горячительных напитках и яствах. Физические нагрузки должны обязательно быть, но умеренные. И главное, надо вовремя отойти от власти, передав ее в молодые руки. Обладание властью ведет стариков к маразму, обрушивая на них гибель при первых же административных неудачах.
- Но применимы ли сегодня эти "советы" из далекого прошлого? Ведь выдающийся исследователь и мыслитель Ибн Сина жил в средневековье, а сейчас заканчивается век двадцатый. Стареющих людей, особенно крупных администраторов, уравнивает с молодыми доступность обширных информационных потоков: телевидение, радио, Интернет, наконец, специальные средства обмена информацией, имеющиеся в распоряжении властных элит.
- Вот это-то и плохо для стариков. Неумеренное, сумбурное обилие внешней информации может стать губительным для них. Стареющий человек должен постепенно отходить от режима переработки информации, накапливаемой каждый день, каждую минуту. Такой "оперативный" режим работы психики должен заменяться режимом переработки информации, накопленной в памяти, в душе стареющего человека за всю его прошедшую жизнь. Он должен осмысливать (и непременно переоценивать) прошедшие события, давние свои мысли и поступки, былые слова и поступки своих современников. И тогда старик будет сохранять себе здоровье, уходить от дряхления.
Очень важно, что такие старики обретают истинную мудрость. Иногда - простую, житейскую, а иногда - вселенскую, становясь "всеведущими старцами". К ним за советом идут и стар и млад. Таких было много, например, старец Амвросий в Оптиной пустыни, описанный Ф.М.Достоевским как старец Зосима. Немало таких старцев есть и сейчас.
- Леонид Александрович, вы уходите от вопроса: разве не могут быть полезными обществу, народу, своей стране стареющие правители? Тем более если за их здоровьем будут следить десятки врачей. Постоянно восстанавливать работоспособность "властных старцев" могут и опытные психологи. Вы ведь тоже 15 лет выполняли подобные функции в кремлевских апартаментах. Зачем же уходить от власти опытным и работоспособным, хотя, естественно, и стареющим лидерам?
- Врачи и психологи, экстрасенсы и чародеи бессильны перед старением и окончанием земной жизни обитателей нашей планеты. Сохраняя бурную молодость у того, кто по возрасту должен стареть, мы делаем его здоровье, его организм похожим на натягиваемую струну. Она будет звенеть по-молодому, а потом вдруг, не выдержав, лопнет.
Молодой режим жизни катастрофически перенапрягает пожилого человека, его организм преждевременно изнашивается. Еще не забыты трагедии наших престарелых властителей: Н.С.Хрущев, казалось, энергично управлял тогдашним Советским Союзом. Как молодой, колесил по всему миру. Но после отстранения от власти вскоре умер. То же случилось и с А.Н. Косыгиным, отстраненным с поста главы правительства СССР. Можно привести много других таких примеров.
- Может быть, причиной резкого ухудшения здоровья этих лидеров был не столько преклонный возраст, сколько сам факт порой несправедливого отстранения от власти?
- Конечно, любые неприятности на работе могут плохо влиять на здоровье, а крах карьеры - очень опасный стресс. Добавлю, он особенно опасен в пожилом возрасте, когда организм и психика властителя перенапряжены рабочими нагрузками. Исключения случаются, когда это условные лидеры, не обремененные ни правами, ни ответственностью. (Такова, к примеру, английская королева.) Власть их не изнуряет.
Но вспомним престарелых лидеров нашей страны, по которым не ударил стресс отстранения от власти: Л.И.Брежнев, Б.Н.Ельцин. Они оба избежали краха политической, государственной карьеры, но не смогли избежать краха своего здоровья, своего психического состояния. Человеческая трагедия настигла и самого престарелого, идущего к 90-летию президента США Рональда Рейгана - у него утрата памяти, он не узнает близких, почти не понимает, где он и кто он. Титаническое напряжение на склоне лет изнурило его психику, полностью исчерпало ее ресурсы.
- Есть ли возрастной предел, после которого люди из властных структур должны переходить из "властителей" в "старцы-мудрецы", становиться "аксакалами"?
- У различных людей этот предел разный, примерно в диапазоне от 50 до 65 лет. Важный признак того, что в биологических процессах начинают преобладать затухание - это возникновение возрастной дальнозоркости, когда нужны очки со слегка увеличивающими стеклами. Подчеркнем: это биологический, а не интеллектуальный рубеж. Умственно и после этого человек может развиваться еще не одно десятилетие, но уже не как молодой, а как зрелый, а потом и мудрый член своего общества, рода, семьи.
Чтобы политический лидер вовремя отказался от власти, его интеллект должен быть сильнее амбиций. Он должен понять и решить: пора передать власть молодым, им самим воспитанной смене.
Многие государственные и региональные лидеры хорошо знают, когда надо оставить кормило власти, чтобы сохранить себе жизнь, здоровье, разум, перейдя в новый для каждого человека период преклонного возраста. (В сущности, это переход в новую жизнь с ее неведомыми ранее радостями, хотя и с неизбежными "предвечерними" горестями).
Например, Н.И.Кондратенко, губернатор Краснодарского края, отказался от участия в предстоящих губернаторских выборах. На Кубани его уважают и любят. Я жил там и работал и знаю, что кубанские казаки называют его "батькой". Николай Игнатьевич почувствовал, что перерос "возраст властности" и вошел в "возраст мудрости". Что ему многое предстоит, но уже не во властных структурах.
Очень кстати вы упомянули "аксакалов" - старцев с бородами, убеленными сединой. На Востоке веками создавался полезный обычай. В преклонном возрасте каждый человек переходит в разряд почти святых мудрецов, отходя, отказываясь от своей прежней должности и социальной роли, даже если он шах, повелитель...
- Немало пожилых людей хотят быть избранными в Госдуму, в губернаторы и выставляют себя как кандидатов на выборы. Неужели все они трагически заблуждаются, прорываясь к власти?
- Не всегда. Иногда это вполне разумное решение. Такие люди, успешно проработав на руководящих постах, обладают выдающимися качествами руководителей, они признанные лидеры в своих регионах. Но суть в другом: их участие в "выборной гонке" заставляет молодых соперников доказать, что они не менее достойны, чем старшие лидеры. Что молодые претенденты на власть будут более деятельны и энергичны, чем старшее поколение. Например, далеко не молодой губернатор в одной из областей вновь выставляет свою кандидатуру на выборах. Зачем? Чтобы опять быть избранным? Возможно, для этого, может быть, для того, чтобы установить "планку" государственного опыта, властного умения. Чтобы губернатором мог стать только человек, который сможет "перепрыгнуть" ее, быть лучше, достойнее.
- Не секрет, что к преклонным годам человек накапливает недуги. Нужно ли медицинское обследование людей, идущих во власть, и тем более пожилых людей?
- Вы правы, стойкий и авторитетный лидер, заболев, например, простатитом, нередко превращается из разумного руководителя в злопамятного властолюбца. Сосудистые заболевания нередко сопровождаются психологическими расстройствами в виде фобий, т.е. беспричинных страхов или чрезмерных опасений. Но даже важнее телесных болезней могут оказаться психологические изменения, свойственные пожилому возрасту. Назову три из них.
Плохая память на текущие, нынешние события. Можно сказать, что это даже полезное свойство для людей, обдумывающих, систематизирующих прошлые события. Для них лучше, если повседневность будет сразу же забываться, чтобы не мешать мудрому осмыслению былого. Но представьте, что пожилой губернатор большой области сегодня принимает решение, а завтра забывает, зачем оно, мечется. И через несколько дней меняет его на противоположное. Людей лихорадит, так как от этих решений порой во многом зависит судьба всей области.
Уходя от настоящего в думы о былом, пожилой человек живет в системе критериев, оценок, взятых из прошедшей эпохи. Это помогает ему верно ее понимать. Но если это пожилой лидер, то он будет путаться в оценках современных людей и их поступков, не заметит больших преступлений или быстро забудет о них, а к мелочам начнет скандально придираться, растрачивая силы и свои, и правоохранительных органов.
Наконец, старый человек, конечно, зависит от близких ему людей. Они поддерживают его с обоюдной пользой. Но когда люди, окружающие человека, наделенного властью, "выхватывают" власть из его слабеющих рук, - последствия бывают печальными. К сожалению, такие примеры известны.
Но не надо дискриминировать старшее поколение. Если создавать медицинские комиссии для проверки здоровья идущих во власть, то для всех: и молодых, и зрелых, и пожилых кандидатов.
- Вы говорили, что не надо бояться жизни в преклонных годах. Но как скрасить их, как уменьшить вероятность болезненных состояний, свойственных пожилым людям?
- Чтобы старость была благополучной, чтобы ощутить ее радости, надо, во-первых, начать готовиться к ней смолоду, а не накапливать болезни и увечья. Во-вторых, важно пронести через жизнь то, что называется "детским интересом" ко всему новому, неизведанному. Это чувство лучше всех лекарств и снадобий сохраняет и развивает нервную систему, головной мозг человека. Недавно ученые открыли, что клетки головного мозга могут и восстанавливаться, и множиться у тех старых людей, кто сохранил способность к обучению и удивлению. В-третьих, здоровой, бодрой, полноценной старости способствует веселый характер или хотя бы умение видеть выход даже из, казалось бы, безвыходных ситуаций.