КЗОТ: ПРОЙДЕНА ЧЕТВЕРТЬ ПУТИ

Принятый Государственной Думой в первом чтении еще 5 июля нынешнего года проект нового Кодекса законов о труде начинает постепенно приобретать реальные очертания. Созданная из числа всех депутатских фракций рабочая комиссия в жестком временном режиме работает над поправками - из 2200 замечаний и предложений рассмотрено более 500. И хотя до финала как будто бы далеко, руководитель комиссии, заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска уверена, что к декабрю согласованный проект будет представлен депутатам и в 2002 год страна вступит с новым Трудовым кодексом.

А пока ожесточенные споры вокруг нового проекта не утихают. В чем смысл "разночтений"? Какие позиции отстаивают разработчики кодекса и их оппоненты? "Круглый стол", который прошел на днях в Центре стратегических разработок, дал в какой-то степени ответ и на эти вопросы.
Участники "стола" пришли к выводу: поскольку новый КЗоТ затрагивает не всегда совпадающие интересы трудящихся, работодателей и правительства, главный акцент при его разработке надо сделать на поиске компромиссов. У треугольника, сказал министр труда Александр Починок, должны быть равные стороны, иначе он попросту развалится. Компромисс, судя по выступлениям участников "стола", кажется, начинает побеждать, и излишняя политизация вокруг принятия кодекса постепенно сменяется конструктивной работой над его конкретными положениями. Заместитель председателя рабочей комиссии Андрей Исаев привел забавный факт. Накануне принятия проекта в первом чтении коммунистическая печать назвала его не иначе как "рабовладельческим". После принятия - "феодальным". С точки зрения исторического материализма, не без юмора заметил А. Исаев, это уже колоссальный прогресс. Не исключено, что после принятия проекта во втором чтении он будет назван капиталистическим, а после окончательного утверждения Госдумой - социал-демократическим...
А если говорить всерьез, прогресс действительно очевиден. Проект кодекса, например, объективные эксперты считают прорывным в области заработной платы. Поставлена наконец точка в давних и острых спорах: может ли минимальная зарплата быть ниже прожиточного минимума? Нет, не может. Но для этого необходим переходный период, который будет определен специальным законом. Все стороны признали также ответственность работодателя при задержках зарплаты - болезненного явления последних лет. Теперь за это будут налагаться штрафные санкции и пеня, установлено право человека прекратить работу после 15 дней задержки зарплаты.
Еще одно важное новшество - принята концепция единого коллективного договора на предприятии и в организации. А так называемые малые профсоюзы, которые активно выступали против подобной нормы, могут пропорционально численности представляемых ими работников на равных участвовать при разработке колдоговора. Что же касается работодателя, то он обязан заключать договор не позже, чем через три месяца после начала переговоров. Такой нормы никогда в российском законодательстве не было, а сам коллективный договор становится своеобразной конституцией предприятия.
Проект Кодекса подвергся серьезной критике за то, что в нем, по мнению левых фракций Госдумы, грубо нарушены права женщин. Но вот парадокс. Единственное серьезное замечание, которое поступило в адрес согласованного проекта от экспертов Международной организации труда, касалось "чрезмерной защиты" работниц. По мнению МОТ, кодекс нарушает тем самым равенство полов. Оппоненты настаивают, например, на том, чтобы женщине, имеющей ребенка до трех лет, были запрещены командировки и работа в ночное время. А если она трудится в турагентстве или, скажем, в газете? Это же своеобразный запрет на профессию. Поэтому в проекте кодекса право окончательного выбора оставлено за самой женщиной.
Особенно часто на "круглом столе" звучала тема срочного договора. В каких случаях его можно заключать, как не ущемить при этом права работника? Не вдаваясь в подробности, приведу один пример. Со стороны работодателей была попытка протащить такой пункт: тех работников, которые достигли пенсионного возраста, сразу переводить на срочный, то есть ограниченный временными рамками договор, что само собой ущемляло их права. Внесена существенная поправка - заключать договор только с вновь принятыми на работу пенсионерами. Или такой предмет спора, как защита персональных данных работника. Фракция КПРФ распространила заявление, в котором обвинила разработчиков проекта в том, что они требуют от вновь поступающих на работу таких сведений, как принадлежность к профсоюзам, религиозным конфессиям, и т.д. Обвинение беспочвенное: в проекте кодекса содержится категорический запрет на такого рода запросы.
Работа над проектом нового кодекса, который касается всего трудоспособного населения страны, продолжается. На вчерашний вечер рассмотрена поправка под номером 553.