ТАТЬЯНА СЛИВЕНКО ПРОТИВ ЛАТВИИ

Впервые в этой авторитетной международной судебной инстанции Россия выступила в качестве защитницы интересов граждан бывшего Советского Союза.

Речь идет о жалобе российской гражданки Татьяны Сливенко и ее близких на Латвию, которую они обвиняют в нарушении их основных прав человека, а также имущественных прав в Латвии. За тем, как развиваются события в этой правовой области, внимательно следят во многих бывших советских республиках, и особенно в Латвии, где по меньшей мере 19 тысяч человек оказались в схожем с семьей Сливенко положении, испытывая разного рода притеснения со стороны местных властей. Наш корреспондент во Франции связался с уполномоченным РФ в Европейском суде по правам человека Павлом ЛАПТЕВЫМ.
- Что привело к этому конфликту?
- Дело в том, что семья российского гражданина Николая Сливенко была выдворена из Латвии под тем предлогом, что тот служил в советской, а потом в Российской армии. Николая, его жену Татьяну и дочь Карину также обвиняют в том, что никто из них не проживал в Латвии до 1940 года.
- Когда Сливенко были вынуждены покинуть Латвию?
- Он - в 1996 году, а жена и дочь - в 1999 году.
- Что ставится в вину латвийским властям?
- Нарушение большого числа положений Европейской конвенции по правам человека. Здесь и незаконный арест, и разделение семьи, и отсутствие допуска к правосудию в Латвии - Николая Сливенко выдворили из страны, лишили возможности подать жалобу в Верховный суд Латвии. Нарушена также статья 14 Конвенции, где говорится о недопустимости дискриминации. Более того, Карину и Татьяну заключали в лагерь для нелегальных иммигрантов - и это несмотря на то, что девочка родилась на территории Латвии, а сама Татьяна Сливенко - в соседней Эстонии, откуда в месячном возрасте родители привезли ее в Латвию. Что касается Карины Сливенко, то в ее случае нарушено право доступа к образованию - ей фактически помешали закончить учебу в Латвии. Особо отмечу, что этих людей лишили возможности общаться с родителями - престарелые мать и отец Татьяны Сливенко живут в Риге. И, наконец, это нарушение правительством Латвии Европейской конвенции по правам человека в целом.
- Чего сейчас добивается Татьяна Сливенко?
- Главное - это возможность жить в Латвии, где она провела всю свою жизнь, за исключением последнего времени, когда была вынуждена покинуть Прибалтику. Для нее Латвия - "homeland", то есть нигде больше она не жила. То же самое относится и к ее дочери Карине.
- Судя по всему, случай Сливенко - отнюдь не единственный, когда права русскоязычного населения грубо нарушаются на территории Латвии...
- Уже сейчас на рассмотрении Европейского суда по правам человека в Страсбурге находится 19 аналогичных жалоб, и они ожидают своей судьбы в зависимости от, скажем так, "пилотного" дела Татьяны Сливенко.
- Как прошло слушание дела "Татьяна Сливенко и другие против Латвии"? Какова была позиция России?
- Российская Федерация заняла исключительно правовую позицию, строго придерживаясь положений Европейской конвенции по правам человека в ее видении того, что называют "contemporary european law" (современного европейского права). А это означает, что само понятие гражданства сейчас расшифровывается с точки зрения Европейской конвенции о гражданстве: если государство, правопродолжатель или правопреемник, рассматривает себя в европейском пространстве, оно обязано обеспечить для граждан бывшего государства, в данном случае бывшей Латвийской ССР, либо возможность проживания на прежней территории, либо даже возможность приобретения гражданства. Семья Сливенко, которую с Россией связывает только этническое происхождение, никогда до этого не жила в России, а все аспекты ее жизнедеятельности - экономические, социальные, культурные и прочие - были связаны с Прибалтикой, в первую очередь с Латвией.
- Как себя вела латвийская сторона на заседании Европейского суда по правам человека?
- Ее позиция произвела удручающее впечатление. Представители правительства Латвии не захотели вступать с нами в спор по юридическим вопросам. Их, скажем так, "застопорило" на утверждении, что СССР "оккупировал их страну". В дискуссию по поводу каких-либо юридических аспектов проблемы они не пожелали вступать. Их поведение вызывало лишь улыбки у тех, кто присутствовал на суде.
- Кто из адвокатов защищал Сливенко?
- Опытные и сильные юристы - российские адвокаты Александр Аснис и Виталий Портнов. Защиту они строили исключительно на юридических нюансах, толковании Европейской конвенции и прецедентного права Европейского суда по правам человека. И со стороны России, за которою я выступал, и со стороны адвокатов не было никаких политических заявлений. Только толкование Европейской конвенции.
- И каков результат?
- Суд заслушал обе стороны, а решение станет известным, скорее всего, через месяц. Надеюсь, что оно будет объективным и будет отвечать духу "современного европейского права".