Строго говоря, офис на Таганке у Сбербанка был всегда. Но в мае нынешнего года его закрыли на капремонт. Теперь можно с уверенностью сказать: с прежним филиалом новый не имеет ничего общего, кроме адреса.
Начать с того, что в операционном зале не придется стоять в очереди, дыша в затылок друг другу. Раньше в начале каждого месяца очередь достигала 100 человек - москвичи в этот период оплачивают "коммуналку" и получают пенсии. Люди стояли на улице. Теперь процессом рулит компьютер. Вы подходите к монитору в углу зала и выбираете на экране нужную операцию: вклад, коммунальный платеж, компенсации, кредитование, обмен валюты. Автомат тут же выдаст чек, на котором отпечатан номер вашей очереди. Теперь можно спокойно посидеть в зале и дождаться, когда номер загорится на специальном табло. Там будет указано, к какому окошку подойти.
Рабочее место операциониста заслуживает отдельного описания. Возле каждого стоит "электронный кассир" - напольный сейф внушительных размеров, оборудованный механизмом для подачи денег. Теперь, чтобы снять наличные со счета, вам не придется бежать с номерком и сберкнижкой к кассиру: сумму отсчитают на месте. Через кассу только вносят деньги. Но и здесь имеется нововведение. Ваши документы - сберкнижку и паспорт - к кассиру доставит... пневматическая почта. Операционист на ваших глазах уложит документы в прозрачную капсулу, вставит ее в приемное устройство и нажмет кнопку. Пара секунд - и капсула окажется в руках кассира.
- Мы не просто обновили оборудование, мы по-другому организовали рабочее пространство офиса, - рассказывает заместитель управляющего центральным отделением Сбербанка по Москве Николай Рогозин. - Теперь операционный зал разбит на две зоны. В одной обслуживаются физические лица, в другой - юридические. Очень удобно и нам, и клиентам. Кроме того, появился депозитарий. Ячейки индивидуальных сейфов - трех типовых размеров, в самую большую свободно помещается чемодан.
Вместе с Рогозиным идем осматривать филиал. Во всех помещениях централизованная система кондиционирования воздуха, для сотрудников имеется комната отдыха. По словам Рогозина, неподалеку есть несколько филиалов других банков. Но он уверен: клиенты выберут тот филиал, который понравится больше. Поэтому успех новому офису, можно сказать, обеспечен - на Таганке он действительно лучший.
- Годами наши филиалы ютились в приспособленных помещениях, темных и неудобных, - сказал на церемонии открытия председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин. - При этом нагрузка на отделение у нас в 4 - 6 раз выше, чем у коллег в Западной Европе. Там считается нормой, если офис обслуживает до 4 тысяч клиентов. У нас и 20 тысяч не редкость. Словом, условия трудные и требуют хорошо оборудованных рабочих мест. Только в нынешнем году в Москве мы реконструировали 118 филиалов из 749. Это стратегически верный ход. Не стоит забывать, что именно московские филиалы зарабатывают столько, сколько остальные 19,5 тысячи офисов Сбербанка. Наша сеть - крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире. Она позволяет обслуживать клиентов в едином стандарте во всех регионах страны. Мы считаем, что только дальнейшее развитие банковской инфраструктуры позволит нам двигаться в ногу со временем.
И это не пустые слова. Только в сентябре-октябре 2004 года в территориальных подразделениях Сбербанка созданы 32 новых подразделения, в том числе в Благовещенске, Волгограде, Грозном, Иркутске, Казани, Набережных Челнах, Омске, Самаре, Ярославле и Якутске.