КОНЕЧНАЯ

В Москве сегодня три миллиона автомобилей. Еще миллион ежедневно приезжает в город из Подмосковья. По прогнозам специалистов, через 10 лет количество машин на дорогах увеличится на треть. В полтора раза перегружен и метрополитен. Он ежедневно перевозит не шесть миллионов пассажиров, на которые был рассчитан, а девять.

Руководитель общественного движения "Москвичи за трамвай" Александр Морозов видит выход из ситуации в запуске скоростного трамвая. Кстати, строительство таких линий предусматривалось еще Генеральным планом развития Москвы, утвержденным в 70-е годы. Конечно, речь идет не о тех дребезжащих вагонах, которые сейчас ползают по улицам Москвы, а о современном, комфортном, низкопольном и практически бесшумном транспорте, способном развивать скорость до 90 километров в час. Прокладка путей и закупки современных вагонов обойдутся примерно в три раза дешевле, чем строительство модного ныне легкого метро и монорельса.
За границей, особенно в Германии и Чехии, скоростной трамвай - одно из самых популярных средств передвижения. В Москве уже есть маршруты, практически готовые для внедрения этого транспорта. Например, от Чертанова до Тульской, от Авиамоторной до Перова, где трамвай идет по приподнятому над основной магистралью пути. Скоростной трамвай - идеальный вариант для связи между соседними районами. Например, чтобы попасть из Кузьминок в то же Перово, нужно сделать две пересадки на метро. А напрямую по поверхности это заняло бы несколько минут.
В эксплуатации трамвай значительно экономнее, чем остальной общественный транспорт. Электроэнергии ему требуется меньше, чем троллейбусу. Если сцепить 2-3 вагона, он может перевезти около 300 пассажиров. Да и служит трамвай чуть ли не в два раза дольше автобуса: 16 против 6-10 лет. Но самое главное преимущество скоростного трамвая в том, что он движется по выделенной полосе, а значит, проедет по своему маршруту независимо от того, есть пробка на дороге или нет. Правда, для этого надо прокладывать рельсы не посреди шоссе, а обособленным полотном, чтобы они не были помехой для автомобилистов.
Однако "роман" Москвы и трамвая в последние годы почему-то не складывается. Еще в начале 90-х в столице было почти 460 километров трамвайных путей, сейчас - на четверть меньше. За эти годы город лишился трамвая на Звенигородском шоссе, в Шмитовском проезде, на улице Двинцев. Пытаясь повысить пропускную способность магистрали, сняли рельсы с проспекта Мира. Под вопросом восстановление 23-го маршрута, закрытого на время строительства развязки на Беговой улице. Решено перебазировать из центра города трамвайное депо имени Апакова, которому принадлежит маршрут "А" - знаменитая "Аннушка". На его месте будет построен элитный жилой комплекс.
"Скоростной трамвай действительно способен снять транспортную напряженность в Москве, - соглашается заместитель руководителя столичного департамента транспорта и связи Александр Воробьев. - Но, к сожалению, его запуск практически неподъемен для городского бюджета. НИПИ "Генплан" поручено разработать схему движения нового наземного транспорта в районе Строгино и от площади Ильича в Новогиреево. Но мы сможем создать эти маршруты, только если нам помогут федеральные власти и частные предприниматели".