УТОМЛЕННЫЕ БЫТОМ

Сегодня в Москве есть практически все - на любой вкус и кошелек: хорошая техника, обувь, одежда. Но налицо и парадокс. Все это потребительское разнообразие почти невозможно починить. По данным социологического опроса, каждый второй москвич считает, что в столице остро не хватает самых элементарных пунктов бытового обслуживания: металлоремонта, ателье, ремонта обуви, прачечных-химчисток. Высокий спрос на эти повседневные бытовые услуги, как ни странно, не встречает широкого выбора встречных предложений.

Дефицит сервисного обслуживания подтверждают такие цифры, предоставленные столичным департаменом потребительского рынка и услуг. Для более чем 11 миллионов москвичей в городе действуют всего-навсего 7 тысяч предприятий бытового обслуживания. Причем наиболее дефицитных пунктов по ремонту обуви всего 500 на весь город, а мастерских, где чинят бытовую технику еще меньше - 400.
Более того, мастерские продолжают исчезать буквально на глазах. Закрываются и столичные дома быта, где раньше можно было привести в порядок одновременно несколько вещей: починить очки, зонтики, сумки, обувь, ювелирные украшения. И здесь же сделать фотографию или дубликат ключей. Одним из последних "пал" на рыночном поле брани дом быта на Пятницкой, что в пяти минутах от метро "Новокузнецкая".
Здесь подкупало многое: во-первых, удобное соотношение цены- качества (оправу для очков чинили всего за полсотни рублей, зонтик - за 60 - 70). А во-вторых, постоянный состав мастеров вселял доверие. Однако собственник здания всегда прав: он решил открыть магазин и попросил мастеров-арендаторов с вещами на выход. Ушли они, впрочем, недалеко - в новый торговый центр по соседству. Правда, снятого там крохотного закутка хватило лишь на шестерых мастеров разного профиля. Смена места повлияла на цены - они сразу выросли на треть, а время выполнения заказа, напротив, увеличилось.
- Почему же в столице так мало ремонтных мастерских, если спрос на них у москвичей стабилен? - Прежде чем обратиться с этим вопросом к чиновнику, задаю его самим мастерам.
- Ремонт - дело неприбыльное, ведь к нему прибегают в основном люди небогатые, - отзывается на мой вопрос Валерий Славин, мастер по ремонту обуви с двадцатилетним стажем. - Обычно они не в состоянии заплатить за заказ более 150 рублей. В итоге арендные ставки на помещение растут быстрее, чем прибыль. А ведь нужно еще и вкладывать деньги в обновление оборудования. На это, конечно, можно взять кредит, но он окупится только через пять - семь лет, а деньги банку надо отдавать раньше.
- Через три года число предприятий бытового обслуживания увеличится на 30 - 40 процентов, - успокаивает Лариса Коржнева, заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг.- Столичные власти разработали программу, которая поможет уменьшить дефицит пунктов обслуживания.
Малые предприятия, которые занимаются бытовым обслуживанием, наконец-то смогут получить долгосрочные кредиты. Не на год-два, а на пять-шесть лет, причем поручителем выступит город. Перестанет быть камнем преткновения и арендная плата. Как утверждает Лариса Коржнева, если такие мастерские будут оказывать услуги социально незащищенным москвичам, ветеранам, инвалидам, малоимущим, то столица готова сократить для них коммунальные платежи в два раза. Если, конечно, мастерская размещается в помещении, арендуемом у города.
Чтобы москвичи могли легко найти те ремонтные мастерские, которые расположены в полуподвальных помещениях и во дворах, необходимо сделать информационные указатели на основных пешеходных улицах. Департамент потребительского рынка и услуг обратился в московский комитет по наружной рекламе с просьбой размещать такую информацию без взимания платы с мелких арендаторов.
Кстати, до конца года в каждом районе города будет открыто не менее двух новых городских предприятий бытового обслуживания по каждому виду услуг. Цены в них, как в магазинах шаговой доступности, не должны будут превышать среднегородские по данным Мосгорстата.