ВАШ ПАСПОРТ, HERR "МЕРИН"!

За год ГИБДД об-наруживает больше 25 тысяч машин с темным прошлым. А сколько не находит?! И куда бедному автопокупателю по-даться? Продолжаем учиться выбирать подержанные авто с наименьшим риском. Помогает нам Игорь ЗОЛО-ТАРЕВ, 15 лет торгующий иномарками на одном из московских авторынков.

БОРЬБА С ЛИПОЙ
- Я давно занимаюсь иномарками, - говорит Игорь. - Начинал один, потом фирму ор-ганизовал. Гарантия, что мои подержанные автомобили "чистые", - почти 100 процентов.
- Что значит "почти"?
- Многое зависит от перегонщиков. Если они честные, то и машины "чистые". Работаю с постоянными поставщиками - риска меньше. Таких, как я, на рынке не так много. Часто появляются люди, никакого отношения к нашему бизнесу не имеющие. Некоторые мотаются с одного места на другое. У временщиков лучше не покупать. Как их от-личить? Если язык подвешен - без проблем: на рынке тайну не сохранишь.
- Что еще нелестного скажешь о коллегах по бизнесу?
- Перегонщики знают историю каждой машины, которую доставляют сюда. Но скрывают ее. Раскусить их трудно. Если авто украдено в Германии и как-то (например, по подложным документам) ввезено к нам, то данные об угоне попадут в базу данных представительства Интерпола в России через месяц. (Данные об отечественных авто - через неделю). У продавцов иномарок остается минимум 20 - 25 дней, чтобы "сбагрить" левый товар. Бывают, правда, случаи, когда данные об украденной машине и вовсе "исчезают" из баз данных. И нет гарантии, что через пару-тройку месяцев, которые нужны, чтобы неспешно продать авто, эти данные опять же "загадочным" образом не появятся в базе снова.
- Лучше брать машину, которая стоит на рынке долго. Или покупать ту, что уже прошла по дорогам России хотя бы полгодика. А вообще покупателю обязательно надо проверять машину на угон до того, как отдать деньги продавцу. На московских рынках сотрудники ГИБДД и криминалисты за умеренную плату (1000 рублей) пробьют авто на угон, сверят номера, определят, перебиты они или нет.
- Гарантии мало, но что делать?! К тому же заключения криминалистов, даже сделанные специалистами с Петровки, не являются доказательством в суде. Частные конторы тоже проверяют машины и несут ответственность, правда только перед клиентом, за достоверность экспертизы. Но стоит это гораздо дороже.
СМОТРИМ В КНИГУ
- И продавцы, и перегонщики могут не знать, что за машину они выставляют на рынке. Как быть?
- Перед окончательным осмотром понравившейся машины хорошо бы прочитать про нее книжку. Грамотного покупателя обмануть гораздо труднее. Пример? Да вот "Вольво", - мы подходим к свер-кающему седану, Игорь поднимает полог с порога, что под передней дверью. - Тут должен быть номер кузова. Нет его - значит родной порог сгнил, его заменили новым. Есть, но не совпадает с тем, что записан в ПТС, - готовься к проблемам. Или с машиной, или с документом. И то и другое плохо, но бумагу все-таки можно заменить, если машина хороша и вы на нее "запали". Чтобы убедиться в ее "чистоте", и требуется заглянуть в книжку. Там указано, по-моему, 8 или 9 мест, где выбит номер кузова "вольвешника". Все их не подделаешь. Если убедитесь, что сама машина в норме, просите проверить документы. Возможно, кто-то из таможенников или гибэдэдэшников ошибся - дело поправимое, хоть и нудное.
- Такие отметки есть у всех?
- Да. И не только на кузове, но и на всех основ-ных агрегатах. Сверять их надо с тем, что написано в главном документе на машину - ПТС, а начинать - с самого техпаспорта. До 1998 года он выдавался ГИБДД и таможней. К первым надо относиться с особой осторожностью. Именно в автоинспекции оформлялись документы на многие нерастаможенные иномарки, пришедшие в Россию из Белоруссии, Литвы. Иногда они появляются и на рынке. Но если в ПТС указан номер грузовой таможенной декларации (ГТД) и в следующей графе обозначено, что "таможенные ограничения" "не установлены", то машина ввезена законно.
- Где и как проверить?
- "Чистоту" можно проверить. В Московском регионе - в информцентре Центрального таможенного управления. Услуга стоит долларов 30 - 40. Бояться надо другого: когда вместо ПТС продавец показывает дубликат. Известный среди мошенников прием: настоящий паспорт на временный ввоз (машина растаможена на время) "теряется", а вместо него выписывается "на коленке" и через своих людей якобы "чистый" документ. Бывает, махинаторы специально портят до неузнаваемости техпаспорт, а потом получают официальный и опять якобы "чистый" в ГИБДД. В общем, с дубликатом лучше не связываться. В оригинале же не должно быть поправок, подтирок и так далее. Разглядеть некоторые из них можно в лупу. Если в какой-то графе, допустим, "Номер кузова" стоит фраза "не установлен" - берегись подвоха.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Главный документ на машину - паспорт технического средства - никогда не возите с собой. Ни один инспектор его не спросит, ему достаточно свидетельства о регистрации, талона техосмотра и страхового полиса ОСАГО. ПТС больше привлекает угонщиков авто.
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ VIN-КОД?
Придумали VIN американцы, чтобы защитить машины от угонов.
Помните! Значение символов в нем не для всех машин одинаково. Чтобы расшифровать VIN-код конкретной марки, надо залезть в интернет или обратиться к специалистам. Есть и фирмы, которые за умеренную плату расшифровывают VIN-коды. Путем не очень сложных расчетов на "БМВ" и некоторых других иномарках по коду можно даже определить, перебивался номер или нет. В спецлитературе есть инструкции на этот счет, а мы сейчас попытаемся определить главное: год выпуска автомобиля.
Если вы собрались покупать Audi, Chrysler, Hyundai, Mitsubishi, Opel, Porsche, Renault, Rover, то взгляните на табличку и сравните с десятым символом VINа:
Итак, вы выяснили по бумаге дату рождения лайбы. Но ведь написать можно все что угодно. Правильно! Поэтому сперва все-таки надо найти VIN-код, выбитый на автомобиле и сверить с записью. У "японцев" он обычно помещается в моторном отсеке - часто на задней стенке двигателя. Может быть и на лонжеронах. Американцы наносят символы на многих деталях, так что найти их запросто.
Возраст "Форда", собранного в Европе, определяется не по 10-му символу, а по 11-му. Что делать, если VIN-код отсутствует или не найден? Точный год выпуска можно определить по дополнительным параметрам и знакам. Так, у "Мерседеса" необходимо снять резиновую накладку на рулевой колонке над сигналом. Там помещается клеймо в виде солнышка и даты рождения "красавца". У некоторых иномарок тоже встречаются рисунки с небесным светилом и нужными цифрами, но размещены они в разных местах. В инструкции по эксплуатации техсредства они указаны. Из более простых способов определения года выпуска авто запомните такие.
У "забугорных" машин указывается не только год, но и месяц рождения на крепежных деталях ремней безопасности. Но продавцы часто ликвидируют такие надписи, а чтобы не попасться на мякине, снимите заднее сиденье. На "корешках" ремней безопасности обнаружите искомое. Еще приглядитесь к штампикам в нижних углах боковых стекол - дата изготовления там фиксируется. Заодно проверьте, менялись ли стекла: родные должны быть одногодками. Более трудоемкий метод: добраться до термостата. Дата выпуска там есть, и этот агрегат практически не выходит из строя, то есть не меняется. Неродной агрегат будет виден невооруженным глазом.