Наезжают!

Дело к зиме, а я все про самокаты? Но предлагаемые изменения в ПДД способны сделать из популярного транспорта угрозу для пешеходов

Дело к зиме, а я все про самокаты? Но как иначе, если предлагаемые изменения в ПДД способны сделать из набирающего популярность транспорта прямую и явную угрозу для пешеходов.

Минтранс, в очередной раз проигнорировав введенный мораторий на изменения в ПДД, опубликовал проект новых поправок. До конца ноября общественности предлагается поучаствовать в обсуждении правил, по которым на улицах наших городов должны передвигаться самокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие «средства индивидуальной мобильности» (СИМ).

В новую категорию участников дорожного движения попадут не только устройства, которые катят за счет мотора, но и обычные самокаты, скейтборды и ролики. Лишь инвалидные коляски, включая электрические, и велосипеды, обычные и с мотором, пока остаются за рамками нововведений.

Пользователей СИМ разделят на три возрастные категории. Дети до 7 лет приравнены к обычным пешеходам, подросткам до 14 лет предлагается разрешить выезд на велодорожки, а кто старше 14 лет — должны выбирать велодорожки и только при их отсутствии перемещаться на тротуары. На электрических самокатах и сегвеях также разрешат выезд на крайнюю полосу проезжей части, если на дороге установлен скоростной лимит в 60 км/ч. В этом случае устройство должно иметь тормоз, звуковой сигнал и светоотражение.

В Минтрансе предлагают ограничивать предельно допустимую скорость СИМ до 20 км/ч — что, однако, в 4 раза выше пешеходной. Специалисты по безопасности дорожного движения полагают, что в министерстве подзабыли о том, что тротуары, сопоставимые по ширине с проезжей частью, существуют только в Москве, да и то в центре. А новая редакция ПДД предназначена для всей страны — даже там, где тротуары способны вместить только двух пешеходов.

Понятно: чиновники, которые перемещаются на машинах, заботятся в первую очередь о комфорте для автомобилистов. Им не хочется видеть в потоке людей на самокатах и рисковать свободой из-за того, что зазевался и ненароком сбил кого-то из особо вертлявых. Но как быть с безопасностью пешеходов? Шустрый малыш вполне может оторваться от мамы и кинуться в сторону, чтобы топнуть по луже, поймать бабочку или просто побегать. И где гарантия, что его не собьет дяденька весом под 100 кг, несущийся на электросамокате? И попробуй догони потом такого дяденьку — на тротуарах камер нет, как и госномеров на самокатах. Между тем некоторые модели СИМ уже сейчас способны разгоняться до 80 км/ч и нести на себе двух взрослых пассажиров...

На опыт зарубежных стран в этом случае ориентироваться трудно, слишком уж он разнороден. Так, во Франции нынешним летом запретили передвигаться на электросамокатах по тротуарам. Штраф за нарушение — 1500 евро. А в Израиле самокаты носятся в общем транспортном потоке даже в Тель-Авиве. И электрические инвалидные коляски с бодрой музыкой из колонок, случается, поворачивают из крайнего левого ряда направо, подрезая автомобили. И вроде бы это всех устраивает.

В Германии поначалу радовались электросамокатам как экологичной альтернативе автомобилю. Но сегодня редкий день обходится без сообщений об очередных ЧП, и это заметно напрягает немцев: уж им-то хаос вместо порядка точно не по душе! Изгнать самокаты из пешеходных зон оказалось невозможно — несмотря на запреты и штрафы. А тут еще пользователи прокатных самокатов норовят бросать их на тротуарах как попало. В итоге в Бремене ввели такие жесткие правила лицензирования, что компании по аренде самокатов просто исчезли из города. В Берлине прошли митинги против электросамокатов — пешеходы жаловались, что СИМ отъедали у них жизненное пространство. Зато в Копенгагене, где существует шикарная велосипедная инфраструктура, электросамокаты отлично вписались в существующие велодорожки.

Вывод? Для того чтобы самокаты не мешали ни водителям машин, ни пешеходам, надо строить велодорожки. Что, понятно, долго и дорого. Куда проще внести непродуманные поправки в ПДД, решая проблемы одной категории участников дорожного движения за счет всех остальных. Вот только проблемы от этого никуда не денутся.