03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЕТОД "ДВОЙНОГО БОЛЬШИНСТВА"

Прокофьев Вячеслав
Статья «МЕТОД "ДВОЙНОГО БОЛЬШИНСТВА"»
из номера 232 за 16 Декабря 2003г.
Опубликовано 01:01 16 Декабря 2003г.
Чуда не произошло. На брюссельской встрече в верхах глав 25 европейских государств, как действительных членов ЕС, так и тех, кто собирается к ним присоединиться в мае будущего года, не удалось договориться об основных положениях конституции ЕС. Ожидалось, что у Евросоюза появится Основной закон - один на всех. Не случилось.

Наверное, больше всех расстроился бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен, кстати, на днях ставший "бессмертным" - его приняли в престижнейшую Французскую академию. В течение 16 месяцев он бился над проектом конституции, чуть ли не на аптекарских весах взвешивал формулировки, проводил бесчисленные консультации в поиске компромиссов. Составленный им текст еще в конце июня был взят "за основу" на евросаммите в Солониках, и после устранения, казалось, незначительных шероховатостей, лидерам Соединенных Штатов Европы останется лишь поставить под ним свои подписи. Но не тут-то было. Некоторые положения проекта Основного закона, как вскоре выяснилось, вызывают у некоторых серьезные возражения.
Фронду против стран-основателей Евросоюза, таких как Франция, Германия, готовых подписать документ в нынешнем виде, возглавили Испания и Польша. В чем суть разногласий? В основном они сводятся к двум вопросам. Во-первых, это механизм принятия решений Евросоюзом. В проекте конституции речь идет о голосовании методом "двойного большинства". Это означает, что решение принимается в том случае, если за него проголосовало не менее половины стран - членов ЕС, которые представляют 60 процентов населения сообщества. Испанцы вместе с поляками в свою очередь настаивают на сохранении принципа, который записан в договоренностях, достигнутых в Ницце в 2000 году. В них же говорится о выделении Испании и Польше 27 голосов, что всего лишь на два голоса меньше, чем у Германии.
Понятно, что такая система, от которой отказались в ходе подготовки проекта, более выгодна Мадриду и Варшаве: в то время как их "демографический вес" в два раза меньше, чем немецкий и на четверть - чем французский или итальянский, вес "политический" в рамках Евросоюза гарантируется почти на таком же уровне.
Во-вторых, спорная тема - представительство в Европейской комиссии. Проект конституции не предусматривает расширения этого исполнительного органа ЕС. Как и прежде в нее будут входить 15 комиссаров с правом голоса. Правда, к ним добавят еще 10 человек, но уже "безголосых". Так вот малые страны, особенно из числа "новеньких", опасаются, что они не будут достаточно представлены в комиссии, и требуют, чтобы сохранилось положение договора в Ницце, по которому каждая страна - член ЕС имеет право на полномочного представителя в европравительстве.
Два дня велись эмоциональные дискуссии по этим проблемам. Сильвио Берлускони пускался во все тяжкие, чтобы преодолеть противоречия, для чего он по очереди принимал участников форума тет-а-тет. Однако этот "исповедальный" метод не принес искомого результата. Стороны остались на своих позициях. В итоге - "брюссельское фиаско".
Тем не менее нынешний форум запомнится не только ожесточенным столкновением вокруг проекта континентальной конституции. На нем был сделан значительный шаг на пути организации своей "европейской" оборонной структуры. Еще в апреле с такой инициативой выступили Франция, Германия, Бельгия и Люксембург. Поначалу ее в штыки восприняли в некоторых европейских столицах, в частности, в Лондоне. Но со временем Шираку и Шредеру удалось убедить Блэра в необходимости независимого оборонного потенциала, способного вести самостоятельные операции, а также в том, что эта инициатива не направлена ни против американцев, ни на подрыв НАТО.
Так вот, на саммите в Брюсселе было принято официальное решение о создании "эмбриона" генштаба вооруженных сил ЕС, который по просьбе английского премьера, не желающего неприятностей с американцами, был нейтрально назван "ячейкой оперативного планирования". На первом этапе эта структура будет включать в себя несколько десятков офицеров, но она, как было подчеркнуто на саммите, "может быть при необходимости расширена". Конечно, еще предстоит много сделать, пока Европа с военной точки зрения станет реальной силой, но главное, считают французы, что "в яблоке уже завелся червячок, и теперь ему остается только расти".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников