КАК ДЕЙСТВУЕТ ИПОТЕКА?

Родившееся еще в средние века в Британии изречение "Мой дом - моя крепость" вполне справедливо и сегодня. Англичане - одна из самых "домовитых" наций. 70 процентов британских семей живут в своем собственном жилье, а почти 15 процентов являются счастливыми обладателями летнего домика или дачи за границей.

В этом повальном общебританском увлечении не было бы ничего странного, если бы не естественная для острова нехватка земли. К тому же три четверти англичан воспринимают идею собственного жилья не как квартиру в высотке, а как двухэтажный домик с палисадничком и парковкой спереди и садиком сзади. На нижнем уровне - гостиная, столовая и кухня; на верхнем - маленькие спаленки и ванная комната. Но без сада эта идиллия не может считаться полной, ибо страсть к копошению в земле и выращиванию цветов и всяких прочих растений у англичан столь же сильна, как и стремление к домашнему уюту.
В результате современная Британия - это в основном двухэтажная страна, в которой все более высокие строения смотрятся как неприличные исключения.
Оттого и цены на жилье здесь растут небывалыми темпами. Трехкомнатная квартира в центре Лондона обойдется соискателю в миллион долларов, а домик на окраине - в 600 - 700 тысяч.
В этих условиях для молодежи и малоимущих доступ к недвижимости, казалось бы, должен быть накрепко закрыт. Так оно, наверное, и было бы, если бы не уникальная система ипотечных кредитов. Ее главные составляющие: низкий банковский процент, возможность свести до минимума первый взнос и, конечно, многолетний срок "расплаты".
Мои соседи - молодые школьные учителя Джуди и Гарри Пирсоны - купили год назад полдома за 160 тыс. фунтов стерлингов (1 фунт - около 2 долларов). 5-процентный первый взнос (8 тыс. фунтов) за них заплатили родители. Остальные 152 тыс. они взяли в долг у одного из 1300 британских финансовых учреждений, занимающихся ипотекой.
При ставке 5,25 процента годовых и максимальном сроке расплаты ежемесячные взносы составили 1186 фунтов. Суммарный месячный доход молодых супругов - 2400 фунтов. Из него надо не только потратить на еду, одежду и транспорт, но и проплатить долги за университетское обучение, мебель, маленький подержанный автомобиль и т.д. Посчитали Пирсоны свои активы - и получилось, что на проплату ипотечного взноса не хватает почти 200 фунтов в месяц. Пошли они, грустные, в банк, чтобы отказаться от кредита, а там им предложили новый вариант: можно не погашать задолженность, а только проплачивать проценты.
В этом случае ежемесячные взносы составят всего 866 фунтов. Правда, по истечении 25 лет, прежде чем стать полноправными обладателями своего гнездышка, Пирсонам придется вернуть банку все 152 тыс. фунтов. Но, во-первых, это через 25 лет, во-вторых, кто знает, во что превратит к тому времени инфляция эти деньги. А самый сильный аргумент - через четверть века стоимость жилья в Британии возрастет как минимум втрое. Чтобы расплатиться с банком, Пирсоны просто-напросто продадут этот дом, отдадут долг, а на вырученные деньги купят новый. Если даже не хватит на полную оплату, то на приличный первый взнос наберется легко.
Исходя из этой арифметики, британцы часто и с удовольствием переезжают из одной "крепости" в другую. Дождавшись, пока дом "заработает" 15 - 20 процентов, его продают и покупают другой - получше и попросторнее. Благо агентства берут за свои услуги умеренно - 1,5 - 2,0 процента от стоимости проданной недвижимости.