"ДВОЙКА" ДЛЯ МИНИСТРА

Ко Дню Конституции, которым завершалась минувшая неделя, два министра, представляющих в правительстве социальный блок, преподнесли согражданам праздничные "подарки". Телеэфир оперативно и бесстрастно процитировал слова, сказанные высокими чиновниками, но (как обычно) не спешил с комментариями и оценками услышанного.

Хотя предложения министров касались, пожалуй, самого главного в медицине и народном образовании.
Сначала министр здраво-охранения и социального развития Михаил Зурабов (в недавнем прошлом банкир) высказал "тщательно просчитанное" предложение, чтобы пребывание людей в больницах ограничивалось в среднем пятью днями: именно такой срок позволит, мол, предельно быстро окупить современную дорогостоящую медицинскую аппаратуру, которой предполагается оснастить российские клиники. Объясняя такой проект (в стиле незабвенного барона Мюнхгаузена), министр ссылался на зарубежную практику, прежде всего заокеанскую, где медицина давно уже поставлена на серьезный коммерческий фундамент.
Назавтра его коллега по правительству министр образования Андрей Фурсенко предложил программу реформ уже своей отрасли. Тут тоже многое подчиняется финансовым интересам, хотя упаковано в другую оболочку. В качестве борьбы с перегрузкой нынешних школьников классными занятиями предполагается сократить число предметов, объем предлагаемых знаний. В вузах соответственно, есть намерение ввести двухступенчатое обучение: после четырех лет давать диплом бакалавра, а еще через два - магистра. Второе - за деньги. Опять поверхностно подхваченный, без учета собственных традиций, заокеанский образец.
А еще министр образования объявил будущие российские вузы основным центром научных исследований. Тем самым он не только лишний раз показывает себя приверженцем американского опыта, где наука базируется в основном в университетах, но и наносит, как представляется, некоторый удар по Академии наук, в системе которой по давней традиции группируются самые крупные НИИ...
Реакции ученых из РАН пока что не слышно. На телеэкранах, по крайней мере. Каналы по инерции продолжают говорить о важных, но имеющих уже определенную историю темах. Во вторник на Первом канале в цикле "Спецрасследование" с программой "Фальшивые таблетки" выступила Наталия Метлина. Со свойственной известной тележурналистке тщательностью внимательно прослежены пути появления в наших аптеках поддельных лекарств. Съемки скрытой камерой, расследование подробностей производства "продукта", пути его от подпольных цехов до прилавков - обескураживающая тяжелая картина открывается перед зрителями.
В тот же день тема поддельных лекарств обсуждалась и в "Деловой Москве". Там крупный столичный чиновник, по должности призванный блюсти качество фармацевтических изделий, пытался успокоить нас: мол, фальшивки в аптеках, конечно, есть, но их не так много, как уверяют журналисты и напуганные ими обыватели. А еще обещал с нового года спасительное пришествие новых международных стандартов качества медикаментов, которые-де помогут бороться с контрафактной продукцией. Речи его звучали не очень убедительно.
Что касается оценки новаций, предложенных на неделе двумя министрами, то в дневных и вечерних программах большинства телеканалов не нашлось для нее места. Лишь выпуски программы "25-й час", выходящие, как нетрудно догадаться по названию, после полуночи, дали достойный ответ высоким чиновникам.
В среду гостем передачи был замечательный детский доктор Леонид Рошаль. Ему не впервой воевать с министрами здраво-охранения: в свое время он изобличал намерения упразднить специалистов в поликлиниках, оставить лишь "врачей общей практики". Теперь вот пришлось объяснять министру-недилетанту, что лимит пяти дней чреват последствиями. "Если новорожденных держать в роддоме лишь пять дней, то многие из них не выживут", - говорил он и настаивал на том, что руководителем здравоохранения все-таки должен быть непременно профессионал.
В четверг "25-й час" отвечал министру образования. Гостем студии был депутат столичной Думы, а по совместительству школьный учитель с многолетним стажем Евгений Бунимович. Тайну, в которой готовились предложения, скрытые от работников вузов и школ, он сравнил "с реформой спецслужб". И напомнил, что большинство стран в противоположность нашей движется сегодня от платного образования к бесплатному. А еще сетовал, что нынче мы находимся на двадцать девятом месте в мире по уровню математической подготовки в школе. Хотя в прежние годы постоянно ходили в лидерах.