В ЛОНДОН ЗА РЕПИНЫМ

Первые дни декабря прошли в Лондоне под знаком российского туризма. Причем туризма не простого, а "золотого".

Гости выходили из VIP-салонов самолетов и отправлялись в комфортабельные пятизвездочные отели, которые своими заоблачными ценами отпугивают даже богатых западных визитеров. Но эти российские туристы не могли устраиваться на постой абы где, поскольку и дома не привыкли спать на соломе. Они - высокооплачиваемые посланцы новой поросли российского истеблишмента - коллекционеров дорогого искусства, наших новых Мамонтовых, Морозовых и Третьяковых.
Слетелись они на так называемые "Русские дни", которые аукционные дома "Кристи" и "Сотби", вроде бы и не сговариваясь, выставили для распродажи более чем 1300 полотен знаменитых русских художников. С молотка должны были уйти картины Айвазовского, Репина, Шишкина, Коровина, Малявина, Шагала и десятков других замечательных мастеров.
Заодно, видимо, чтобы не дергать наших "любителей искусства" в Лондоне по мелочам, хитрые британские организаторы подготовили гостям и пару "сопутствующих" распродаж - русского ювелирного искусства, включая несколько работ Карла Фаберже, а также коллекции уникальных вин из царских подвалов в Массандре.
Лондонские торговцы давно уже уловили повышение интереса к русскому искусству. В начале 90-х тысячи полотен, вывезенных из Москвы и Санкт-Петербурга на Запад, быстро привлекли внимание коллекционеров. Как рассказал специалист "Кристи" по русской живописи Алексей Тизенгаузен, в 1991 за небольшую картину Ильи Репина еще давали 10 тысяч долларов, а сегодня цена на несколько порядков выше.
Впрочем, как считает известный знаток русского искусства князь Никита Лобанов-Ростовский, настоящих знающих коллекционеров среди новых покупателей немного. "В общем, рынок искусства поддерживается коллекционерами, - говорит он. - На русских же аукционах коллекционеры играют второстепенную роль. Те, кто платит столь большие деньги, - случайные люди, которые по эмоциональной или иной причине покупают. Ну заполнили квартиру или пять-шесть домов, которые имеют, и перестают покупать. Или же их убивают и появляются новые".
Конечно, сами миллиардеры на аукционах не появляются. Для этого есть специальные доверенные лица, которые сидят в аукционных залах с телефонами в руках и постоянно держат "хозяина" в курсе событий на торгах. Именно так по "телефонному указу" было приобретено неизвестным покупателем наиболее ценное произведение нынешних распродаж - картина Айвазовского "Исаакиевский cобор в морозный день". Она установила в "Кристи" абсолютный рекорд для русской живописи ХIХ века - 2 миллиона долларов. А всего за два дня торгов "Кристи" выручка от продажи русских лотов составила 25 миллионов долларов, а "Сотби" - более 20.
Большой успех сопутствовал и крымским винам царя Николая II. Чудом сохраненные во время второй мировой войны по личному приказу Сталина, они произвели сильное впечатление на покупателей и были проданы по баснословным ценам. Всего на торгах были представлены 150 различных сортов вин, изготовленнных в конце XIX века по утерянным впоследствии рецептам царского винодела князя Льва Голицына.
"Все-таки русские - замечательный народ, - сказал мне после торгов один из лондонских коллекционеров, - сначала вывозили свое искусство на Запад вагонами и чемоданами, а теперь за сумасшедшие деньги скупают его обратно".