19 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ВРЕМЯ" СВИРИДОВА - ВПЕРЕДИ

Вульфов Алексей
Статья «"ВРЕМЯ" СВИРИДОВА - ВПЕРЕДИ»
из номера 236 за 16 Декабря 2005г.
Опубликовано 01:01 16 Декабря 2005г.
Что была бы наша музыка без Свиридова? Без вальса из "Метели", без "Тройки", без марша "Время - вперед!"? Как не хватает нам сегодня таких людей, выразителей энергии целого народа, накапливаемой за века... "Не может у такой земли, у искусства такого народа быть конца", - часто говорил Георгий Васильевич. Не дай нам Бог - всем и каждому - растратить, промотать свиридовские музыкальные и нравственные заветы.

Судьба этого человека, родившегося ровно 90 лет назад, поразительна и обычными мерками не пояснима. Жил в сплошном социальном мраке, две войны перенес, тяжкие утраты, болезни. Сколько горя повидал, кривды испытал - один только 1948 год чего стоит, когда вместе с Прокофьевым, Шостаковичем и другими великими Свиридов оказался вдруг опальным "формалистом", лишился заказов, остался без куска хлеба... Но сохранил себя, на компромиссы не шел, уберегся от тысячи соблазнов.
Как поразительно это все в нем сочеталось: детское желание видеть в каждом человеке только светлое (смешлив был "по-простонародному") - и стальная сила в глазах, беспощадное различение Добра и Зла. Колоритный курский говорок со слегка смягченными согласными - и грандиозная по мысли и построению русская речь... Вот уж кто умел владеть ею - относился к языку, кажется, так же строго, как и к музыке. Еще бы - всю поэзию русскую воспел: Пушкина и Есенина, Блока и Пастернака, Лермонтова и Маяковского...
А так трудиться, как он, проходя мучительным путем сомнений, так безоглядно, упорно подниматься на все новые вершины духовности! Так яростно, пылающе работать с удивительной для старца страстью, огорчениями, обидами и восторгами совершенно юношеского свойства...
Кто-то его отшельником считал - а он лишь суеты сторонился. Настоящей же жизни не избегал никогда, напротив, очень интересовался ею, воспринимал во всей громадности, от античной истории до свежайших политических новостей. Да и повседневного быта не чурался - в магазин за молоком, на рынок за картошкой до последних дней сам потихоньку отправлялся...
В последние годы после распада великой страны он все тревожнее смотрел в будущее, не без основания видя в событиях 1991-го, 93-го и более поздних лет грозные признаки кризиса тысячелетней российской цивилизации.
К сожалению, и сегодня, восемь лет спустя после кончины Георгия Свиридова, вопрос о будущем его музыки звучит отнюдь не риторически, тревожно. Слишком уж велики силы бездуховности, слишком уж резок отрыв современной так называемой академической музыкальной культуры от ее народных истоков. Ну а к массированно внедряемой шлягерной поп-музыке слово "культура" по большей части вовсе неприменимо... Останется ли современный музыкальный процесс сотворением художества, как это было в классической традиции, которую блистательно увенчал Свиридов, или дело окончательно выродится в фабрику "попсы" и "сюра"?
Нужно больше играть и транслировать свиридовскую музыку, исполнить неисполненное, выпускать на компакт-дисках, детям давать слушать. Пусть государство наше хоть в этом поведет себя достойно, не одними орденами да выспренними словами отделается. Чтобы наследство, рукописи сберечь. Чтобы любовь людская к Свиридову не истаяла в суете, в битве с невзгодами и нуждой.
И вот что отрадно: пока в высоких ведомствах да пиар-агентствах неторопливо взвешивали, стоит ли им "вкладываться" в прославление музыки Свиридова - тысячи людей, что называется, снизу, не располагая очень уж большими деньгами, взяли да организовали крупнейший хоровой фестиваль "Всероссийские хоровые ассамблеи". Когда-то Георгий Васильевич мечтал о подобных национальных праздниках, мыслил их ежегодными - но лишь однажды ему удалось эту мечту осуществить: в 1990-м прошел масштабный Фестиваль отечественной хоровой музыки.
И вот наступило долгожданное продолжение. Уже полгода идут фестивальные концерты, они захватили 14 городов, от Курска (родины Свиридова) до Петропавловска-Камчатского. Новые замечательные интерпретации "Курских песен", "Метели", "Поэмы памяти Сергея Есенина" дали хор и оркестр Петербургской капеллы под руководством Владислава Чернушенко.
Случались на фестивале и настоящие открытия - такие, как состоявшаяся в Краснодаре премьера свиридовских "Казачьих песен" в изумительном исполнении Кубанского казачьего хора под управлением одного из корифеев хоровой культуры Виктора Захарченко. Цикл этот не звучал со времени своего создания - с 1930-х годов.
Состоялись и мировые премьеры песни "Привет, Россия, Родина моя" на стихи Николая Рубцова, двух частей из литературно-музыкальной композиции "10 дней под Касторной". Целый концерт фестивальной программы имел название исполнявшихся на нем фрагментов оратории Свиридова "Песни Гражданской войны" (Гражданская - одна из главных тем свиридовского творчества, неизбывная боль композитора). Кстати, реставрация и оркестровка сохранившейся в набросках музыки оратории - заслуга молодого краснодарского композитора Ольги Путиной.
Редкостным самобытным явлением стал джазовый (!) концерт в Архангельске, где состоялось, кажется, невозможное: джазмены импровизировали на самые популярные мелодии Свиридова, да как играли! Исполнение джаз-группой "Архангельск" вместе с хором и отменным московским саксофонистом Алексеем Кругловым фантазий на свиридовские темы превратилось в настоящий триумф музыки. Между прочим, любопытный до всего свежего в искусстве, Георгий Васильевич симпатизировал джазу и умел хорошо импровизировать в этом стиле...
Концерты фестиваля "Всероссийские хоровые ассамблеи" проходили при неизменных аншлагах, среди публики было немало и молодежи. Да и как могло быть иначе, если, скажем, в Тамбове пел хор Владимира Козлякова, в Саратове - Людмилы Лицовой... Это коллективы мирового масштаба и класса!
Но и в Москве, слава Богу, не все увяло. Интереснейшие концерты свиридовской музыки и конференция прошли в детской музыкальной московской школе N 52 имени Свиридова, в них приняли участие юные таланты из многих российских городов. А буквально вчера в музее имени Глинки один из лучших в России Владимирский камерный хор "Распев" под управлением Натальи Колесниковой исполнил русскую классику, включая сочинения самого Георгия Васильевича и молодых соратников великого мастера.
Сегодня же, в день юбилея, вступит, образно говоря, "в свиридовский хор" давний подвижник музыки Георгия Васильевича дирижер Владимир Федосеев со своим Большим симфоническим оркестром, с хором Академии хорового искусства, с солистами. Прозвучит "Патетическая оратория". Живая мелодия русской души продолжает полнокровно, неукротимо звучать.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.