"ВРЕМЯ" СВИРИДОВА - ВПЕРЕДИ

Что была бы наша музыка без Свиридова? Без вальса из "Метели", без "Тройки", без марша "Время - вперед!"? Как не хватает нам сегодня таких людей, выразителей энергии целого народа, накапливаемой за века... "Не может у такой земли, у искусства такого народа быть конца", - часто говорил Георгий Васильевич. Не дай нам Бог - всем и каждому - растратить, промотать свиридовские музыкальные и нравственные заветы.

Судьба этого человека, родившегося ровно 90 лет назад, поразительна и обычными мерками не пояснима. Жил в сплошном социальном мраке, две войны перенес, тяжкие утраты, болезни. Сколько горя повидал, кривды испытал - один только 1948 год чего стоит, когда вместе с Прокофьевым, Шостаковичем и другими великими Свиридов оказался вдруг опальным "формалистом", лишился заказов, остался без куска хлеба... Но сохранил себя, на компромиссы не шел, уберегся от тысячи соблазнов.
Как поразительно это все в нем сочеталось: детское желание видеть в каждом человеке только светлое (смешлив был "по-простонародному") - и стальная сила в глазах, беспощадное различение Добра и Зла. Колоритный курский говорок со слегка смягченными согласными - и грандиозная по мысли и построению русская речь... Вот уж кто умел владеть ею - относился к языку, кажется, так же строго, как и к музыке. Еще бы - всю поэзию русскую воспел: Пушкина и Есенина, Блока и Пастернака, Лермонтова и Маяковского...
А так трудиться, как он, проходя мучительным путем сомнений, так безоглядно, упорно подниматься на все новые вершины духовности! Так яростно, пылающе работать с удивительной для старца страстью, огорчениями, обидами и восторгами совершенно юношеского свойства...
Кто-то его отшельником считал - а он лишь суеты сторонился. Настоящей же жизни не избегал никогда, напротив, очень интересовался ею, воспринимал во всей громадности, от античной истории до свежайших политических новостей. Да и повседневного быта не чурался - в магазин за молоком, на рынок за картошкой до последних дней сам потихоньку отправлялся...
В последние годы после распада великой страны он все тревожнее смотрел в будущее, не без основания видя в событиях 1991-го, 93-го и более поздних лет грозные признаки кризиса тысячелетней российской цивилизации.
К сожалению, и сегодня, восемь лет спустя после кончины Георгия Свиридова, вопрос о будущем его музыки звучит отнюдь не риторически, тревожно. Слишком уж велики силы бездуховности, слишком уж резок отрыв современной так называемой академической музыкальной культуры от ее народных истоков. Ну а к массированно внедряемой шлягерной поп-музыке слово "культура" по большей части вовсе неприменимо... Останется ли современный музыкальный процесс сотворением художества, как это было в классической традиции, которую блистательно увенчал Свиридов, или дело окончательно выродится в фабрику "попсы" и "сюра"?
Нужно больше играть и транслировать свиридовскую музыку, исполнить неисполненное, выпускать на компакт-дисках, детям давать слушать. Пусть государство наше хоть в этом поведет себя достойно, не одними орденами да выспренними словами отделается. Чтобы наследство, рукописи сберечь. Чтобы любовь людская к Свиридову не истаяла в суете, в битве с невзгодами и нуждой.
И вот что отрадно: пока в высоких ведомствах да пиар-агентствах неторопливо взвешивали, стоит ли им "вкладываться" в прославление музыки Свиридова - тысячи людей, что называется, снизу, не располагая очень уж большими деньгами, взяли да организовали крупнейший хоровой фестиваль "Всероссийские хоровые ассамблеи". Когда-то Георгий Васильевич мечтал о подобных национальных праздниках, мыслил их ежегодными - но лишь однажды ему удалось эту мечту осуществить: в 1990-м прошел масштабный Фестиваль отечественной хоровой музыки.
И вот наступило долгожданное продолжение. Уже полгода идут фестивальные концерты, они захватили 14 городов, от Курска (родины Свиридова) до Петропавловска-Камчатского. Новые замечательные интерпретации "Курских песен", "Метели", "Поэмы памяти Сергея Есенина" дали хор и оркестр Петербургской капеллы под руководством Владислава Чернушенко.
Случались на фестивале и настоящие открытия - такие, как состоявшаяся в Краснодаре премьера свиридовских "Казачьих песен" в изумительном исполнении Кубанского казачьего хора под управлением одного из корифеев хоровой культуры Виктора Захарченко. Цикл этот не звучал со времени своего создания - с 1930-х годов.
Состоялись и мировые премьеры песни "Привет, Россия, Родина моя" на стихи Николая Рубцова, двух частей из литературно-музыкальной композиции "10 дней под Касторной". Целый концерт фестивальной программы имел название исполнявшихся на нем фрагментов оратории Свиридова "Песни Гражданской войны" (Гражданская - одна из главных тем свиридовского творчества, неизбывная боль композитора). Кстати, реставрация и оркестровка сохранившейся в набросках музыки оратории - заслуга молодого краснодарского композитора Ольги Путиной.
Редкостным самобытным явлением стал джазовый (!) концерт в Архангельске, где состоялось, кажется, невозможное: джазмены импровизировали на самые популярные мелодии Свиридова, да как играли! Исполнение джаз-группой "Архангельск" вместе с хором и отменным московским саксофонистом Алексеем Кругловым фантазий на свиридовские темы превратилось в настоящий триумф музыки. Между прочим, любопытный до всего свежего в искусстве, Георгий Васильевич симпатизировал джазу и умел хорошо импровизировать в этом стиле...
Концерты фестиваля "Всероссийские хоровые ассамблеи" проходили при неизменных аншлагах, среди публики было немало и молодежи. Да и как могло быть иначе, если, скажем, в Тамбове пел хор Владимира Козлякова, в Саратове - Людмилы Лицовой... Это коллективы мирового масштаба и класса!
Но и в Москве, слава Богу, не все увяло. Интереснейшие концерты свиридовской музыки и конференция прошли в детской музыкальной московской школе N 52 имени Свиридова, в них приняли участие юные таланты из многих российских городов. А буквально вчера в музее имени Глинки один из лучших в России Владимирский камерный хор "Распев" под управлением Натальи Колесниковой исполнил русскую классику, включая сочинения самого Георгия Васильевича и молодых соратников великого мастера.
Сегодня же, в день юбилея, вступит, образно говоря, "в свиридовский хор" давний подвижник музыки Георгия Васильевича дирижер Владимир Федосеев со своим Большим симфоническим оркестром, с хором Академии хорового искусства, с солистами. Прозвучит "Патетическая оратория". Живая мелодия русской души продолжает полнокровно, неукротимо звучать.