НЕ ВЕШАТЬ НОС, ГАРДЕМАРИНЫ!

Дочь шофера и воспитательницы детского сада, она сделала в кино головокружительную карьеру. С блеском сыграла в фильмах "Дело было в Пенькове" и "Девчата", потом стала по другую сторону кинокамеры и поставила "Сватовство гусара", "Дульсинею Тобосскую", "Принцессу цирка"... А после выхода на экраны трилогии о гардемаринах Светлану Дружинину назвали последним романтиком советского кино. Более 10 лет она погружена в "Тайны дворцовых переворотов", где уже успели "засветиться" почти все звезды российского кино.

- Светлана Сергеевна, в кино у вас столько ипостасей: актриса, кинорежиссер, сценарист, продюсер. Наверное, вас с детства манил кинематограф?
- Нет. Мое детство прошло в Марьиной Роще, тогдашней московской окраине. Жили в коммуналке. Если помните фильм "Место встречи изменить нельзя", именно в Марьиной Роще было логово "Черной кошки" - одной из самых свирепых банд послевоенных лет. Кое с кем из реальных "чернокошечников" я была знакома. Центром жизни для нас была танцплощадка. Уж не знаю, как бы сложилась судьба, если бы ангел хранитель однажды не взял меня оттуда и не перенес в хореографическое училище при Большом театре. Искусство балета - это работа для сильных и психически устойчивых людей. Я научилась вставать рано, ложиться поздно, не жалеть себя, дружить с людьми, работать с "чувством локтя". Поначалу изображали всяких букашек-таракашек в спектаклях. А в последние три года учебы мы с одноклассниками Марисом Лиепой и Наташей Касаткиной танцевали дивертисменты в операх.
Если бы не травма руки на репетиции, то, думаю, из меня получилась бы неплохая балерина на характерные роли. А к 45 годам вышла бы на пенсию - и финита. Но, как видите, мне уже давно не 45, но я работаю без выходных. Нет, я не жалею ни о чем. Если жизнь круто меняет направление - значит, так надо. И крест дается по силам.
После училища трудно было избавиться от балетных привычек. В первой картине "За витриной универмага", это был 1955-й, я играла продавщицу Соню, в нее все влюбляются. На съемочной площадке ко мне специально был приставлен человек, который бил меня палкой по ногам, чтобы я не стояла в первой позиции и не ходила балетным шагом.
- А уже в 1957 году зрители с замиранием сердца следили в фильме "Дело было в Пенькове" за другой вашей героиней - разбитной красавицей Ларисой, дочерью председателя колхоза, которая отчаянно борется за любовь тракториста Матвея, роль которого сыграл неотразимый Вячеслав Тихонов. Кажется, молва приписывала вам тогда бурный роман...
- Это домыслы. Со Славой Тихоновым мы не были знакомы до съемок, хотя во ВГИКе учились у одних преподавателей: Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова, только в разные годы. Режиссера Станислава Ростоцкого упрекали, что он романтизирует образ сельского хулигана. Тихонов был тогда малоизвестным актером, но обошел на пробах многих знаменитых исполнителей. Помню, мы с Майей Менглет, игравшей мою соперницу агрономшу Тоню, очень обрадовались, что у нас будет такой красивый партнер. Натурные съемки проходили в деревне близ города Клина. Жили в избах. На небольшие суточные покупали продукты и сами себе готовили. Тихонову предоставили отдельную избу. Время от времени к нему приезжала его жена Нонна Мордюкова. Тогда с актерами не церемонились: мы не были избалованы ни деньгами, ни вниманием. Целый день пропадали на съемочной площадке, вечером отдыхали, готовились. Понимали: нам выпал "звездный билет", и такой шанс нельзя упускать.
Когда я сама стала режиссером, то часто думала о роли для Славы Тихонова. Ничего подходящего пока не представилось, но нашлась работа для его задушевного голоса. В "Гардемаринах" Слава великолепно прочел авторский текст за кадром. Я его попросила по-дружески, и он при всей своей популярности запросто согласился.
- В детстве, говорят, у вас был год учебы в цирковом училище. В любви к этому виду искусства вы объяснились в картине "Принцесса цирка" с Натальей Белохвостиковой, а фильм о балете не хотите снять?
- Нет. Но балетная закалка сказывается почти во всех моих фильмах, танцевальные номера придумываю сама или зову друзей-хореографов. Как лихо отплясывает Наташа Гундарева в моем мюзикле "Дульсинея Тобосская". А ведь худсовет ее не утверждал, ссылаясь на ее тогдашний имидж "родина-мать" и "сладкая женщина". Какая из нее Дульсинея? А я им предложила перечесть Сервантеса, который создал Дульсинею большой и громкой: когда вечером она созывала скот, то зычный голос слышали на третьей горе. Наташа отважно показала себя не только в музыкальных номерах. Снимали мы в опасных местах, где водятся ядовитые змеи. Там нельзя ходить босиком. Но как раз это должна была делать наша Дульсинея. Гундарева смело снимала обувь, приговаривая: "Меня ни одна змея не укусит, они меня боятся..."
- Как относитесь к женщинам, избравшим редкую профессию - кинорежиссер?
- Нормально. У каждой из нас своя ниша: у Аллочки Суриковой, Киры Муратовой, Татьяны Лиозновой, покойной Динары Асановой... Ближе всего мне кинематограф Ларисы Шепитько. Во ВГИКе мы с ней учились на одном курсе. Необыкновенно красивая девушка была, высокая, статная. Александр Довженко нашел ее на Украине и привез в Москву. Мог бы мужчина снять "Восхождение"? Наверное. Но это был бы другой фильм. Думаю, есть нюансы чувств, в которых мужчины-художники не могут разобраться до конца. Ведь у мужчин больше развито левое полушарие, отвечающее за логику и анализ, а у женщин - правое, чувственное, способное, как говорят французы, расщеплять волос на восемь частей.
- А картины Светланы Дружининой по силам снимать мужчинам?
- Никогда об этом не задумывалась. Знаю только, что мужчины не любят снимать зимнюю натуру, подолгу возиться с пленкой в монтажной, а женщины более терпеливы, дотошны, менее амбициозны. Я снимаю фильмы, постановочно очень трудоемкие - кареты, кони, исторические костюмы и интерьеры. Из-за малых смет далеко от столицы удаляться не могу. А искать безбрежность XVIII века в Подмосковье становится все труднее. Земля вокруг стремительно застраивается коттеджами.

- Почти все свои картины вы сняли с оператором Анатолием Мукасеем, который уже почти полвека ваш муж. В семье не бывает творческих разногласий?
- Ну, конечно, спорим. Иногда жестко. Но на личности не переходим и всегда спешим найти компромисс. Съемочный процесс простоев не любит. Муж мне послан Богом. Познакомились еще студентами. Я была капитаном команды женской сборной ВГИКа по волейболу, а он - мужской. Нас так и прозвали - два капитана. С тех пор вместе. Наш сын Михаил стал искусным клипмейкером и хорошим кинооператором. Переживаю, что мало снимает.
- ТВ. Мало кто помнит, что первые КВНы вели не Жильцова с Масляковым, а Дружинина с Державиным. Вам сейчас не предлагают свое ток-шоу?
- Это, наверное, интересно. И предложения есть. Но у меня так мало свободного времени. Начиная с дипломной картины "Зинка", за которую в 1969 году мне дали премию Ленинского комсомола, я работаю постоянно. Если не монтирую фильм, то пишу сценарий, снимаю рекламный ролик... Вы видели клип с Ириной Аллегровой на песню "Суженый мой, ряженый, мне судьбой предсказанный"? Певицу мы одели в костюм императрицы, а Саша Домогаров изображал ее любовника. Я умею работать в малой форме. Но считаю, что для большого кино клиповое мышление хорошо лишь в меру. И победителей здесь немного.
- Когда планируете закончить все 25 фильмов эпопеи "Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII"?
- Трудно сказать. Скоро на экраны выйдет 7-я и 8-я картины о правлении Анны Иоанновны и ее фаворите графе Бироне. В советские времена этот период истории был закрыт для кино. Слишком уж много параллелей: революционные настроения, реформы, смуты. Разрешалось снимать только про любовь, как в "Царской охоте" с любовным треугольником Екатерина II - граф Орлов - самозванка Тараканова, или помпезные картины о подвигах Суворова. Но нельзя было снять кино про то, что Александр Васильевич до конца дней в часовне отмаливал смерть каждого солдата, которым пришлось пожертвовать во имя громких побед русского оружия.
В новых фильмах "Тайны дворцовых переворотов" мы рассматриваем коллизию, когда после смерти Петра II Россия стояла на перепутье: ограничить монархию парламентом, как в Швеции, или жить по старинке. В результате политических интриг знати народ заявил, что парламент не нужен: пусть лучше правит один тиран, чем многие. А иностранные послы отписали своим государям, что Россия была в одном шаге от демократии, но не сделала его.
- Говорят, Россия - страна с непредсказуемым прошлым. К вам историки претензий не предъявляют?
- Со времен "Гардемаринов" ни одного опровержения со стороны ученых я не получала. Я скрупулезно иду во времени. В основном следую за великим русским историком XIX века Сергеем Соловьевым. Правда, его труды сейчас пытаются опровергнуть. Посмотрим, что из этого получится. Но он сам признавал, что многие исторические документы в свое время могли быть "подчищены" по приказам тогдашних правителей, пожелавших превознести свою роль в истории. Любопытно узнать, как все было на самом деле.
На съемках моей первой картины ко мне был приставлен человек, который бил меня палкой по ногам, чтобы я не стояла в первой позиции и не ходила балетным шагом.
Думаю, есть нюансы чувств, в которых мужчины-художники не могут разобраться до конца. Ведь у мужчин больше развито левое полушарие, отвечающее за логику и анализ, а у женщин - правое, чувственное, способное, как говорят французы, расщеплять волос на восемь частей.