Как это по-русски...

Готов ли к импортозамещению российский голубой экран?

По телевизору целыми днями говорят об импортозамещении, про необходимость менять все иностранное на свое — колбасу, сыр, лекарства, автомобили, одежду. От того, аналогов чему в родном отечестве не найдется, советуют гордо отказаться. «Вы уже заменили? А вы уже отказались?» — вопрошают с экранов упитанные господа, тыча в объектив пальцем, как красноармеец на плакате «Ты записался добровольцем?». Самое время вспомнить перестроечный лозунг — начни с себя! Я не о чиновниках, нет — с ними, подозреваю, все и так ясно. Но насколько к импортозамещению готов российский голубой экран?

Те, кто хоть немного знаком с телевизионной индустрией, подтвердят: все, кроме, может, мебели, ну и, конечно, людей, на нашем ТВ — иностранное. Все! Камеры, на которые снимают. Микрофоны, которые подносят к лицам ньюсмейкеров, компьютеры, на которых монтируются передачи и формируется эфир, осветительное оборудование: Все, вплоть до последней лампочки в монтажной! Причем произведено все это в «неправильных» странах. А заменить это импортное добро отечественным нельзя. У нас его не делают. Но даже если поставить перед отечественной промышленностью немыслимую задачу в короткие сроки создать камеру не хуже, чем какая-нибудь там Sony, — все равно не получится. Во времена СССР телевидение работало на своей аппаратуре, но по основным характеристикам наши телекамеры всегда отставали на добрый десяток лет от американских и японских.

Или попробовать поработать пару-другую годков на том, что уже есть? Увы, съемочная и монтажная аппаратура устаревает очень быстро, и как минимум требует регулярного обновления программное обеспечение. А где ж его взять?..

Но это, так сказать, дело техники. С известной русской смекалкой можно тут спичку воткнуть, там проволочкой примотать — глядишь, и обойдется.

А как отказаться от креативной составляющей импортного производства? Ни для кого не секрет, что эфир наших ведущих телеканалов сформирован во многом за счет лицензионных программ. «Голос» — адаптация голландского формата. «Народный артист» — британского, как и «Битва экстрасенсов». Лицензионные шоу, причем не в единственном экземпляре, есть практически на каждом канале.

А сериалы? Вот лишь некоторые из так называемых адаптированных, то есть таких, действие которых перенесено из зарубежного оригинала в российскую действительность: «Счастливы вместе», «Воронины», «Побег», «Не родись красивой», «Обратная сторона Луны», «Как я встретил вашу маму», «Интерны», «Закон и порядок»: И это лишь малая часть. Да что там говорить, если даже «Наша Russia» является клоном популярного британского ситкома!

Ну и, наконец, реклама. Жду не дождусь, когда вместо всяких там лексусов и фолькс-вагенов в роликах появится отечественный автопром. Мои патриотические чувства, например, оскорбляет девица, которая, глядя на свое авто, прямо-таки в эротическом экстазе восклицает: «Это же немец!» Мне, может, куда приятней было бы, если бы она вслед «КамАЗу» томно тянула: «Это же русский!» А все эти французские духи и американские кремы от старости? Где родной парфюмпром? Или «Авто-ВАЗ» с «Большевичкой» не готовы выкладывать миллионные бюджеты на продвижение своей продукции?..

Словом, как ни крути, но у главного пропагандиста импортозамещения с этим делом вряд ли что получится.