10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ

Булыгин Александр
Опубликовано 01:01 17 Января 2001г.
Деньги - как песок сквозь пальцы. Только что были полные ладони, и вдруг - пусто. А тут еще понадобилось поехать в Питер на денек. Как назло, всегда все не вовремя. Ну да ладно, надо так надо. Тем более, что неделю назад приятель ухитрился съездить в северную столицу за один день (туда и обратно) и при этом - всего за 400 рублей. Прихожу на вокзал, смотрю... 1200 рублей за то же удовольствие, за проезд в том же самом ЭР-200 туда и обратно. 600 рублей в каждую сторону!.. С чего это вдруг?..

Решил позвонить знакомому в МПС - пусть объяснит, что происходит. А он, экономист, разложил все по полочкам. И все вроде бы правильно получается... Посмотришь как пассажир - неприятно: цены выросли, а нового ничего не появилось (хотя и это только на первый взгляд). Посмотришь со стороны железнодорожников - мера необходимая, вынужденная. Давайте попытаемся разобраться вместе в "экономическом обосновании" и психологическом эффекте от повышения цен на пассажирские билеты.
Безусловно, всякое повышение цены людьми всегда воспринимается очень болезненно. Ведь приходится отдавать лишние сотни рублей из своего кармана. Однако, если разбираться объективно, нельзя смотреть на проблему только с одной стороны.
Железнодорожное ведомство живет в тех же условиях, что и мы с вами. Такие процессы, как инфляция, рост цен на продукцию и прочее, как говорится, имеют место. Более того, цены на сырье, материалы, энергетические ресурсы и оборудование для МПС растут даже быстрее, чем для других потребителей. Увы, это законы рыночной экономики. Если покупатель нуждается в товаре, а поставщик один, то последний получает возможность поднимать цены значительно быстрее, чем к тому понуждает экономическая ситуация, ибо потребителю просто деваться некуда. И получается, что цена на топливо за последние несколько месяцев для МПС выросла в три раза, на металл - в сопоставимых пропорциях. Чуть медленнее дорожает оборудование, но все равно этот процесс неизбежен.
И, естественно, железнодорожники не в состоянии оставаться в "замороженном" состоянии, сохранять прежние цены на перевозки. Так не бывает. Они делают все что можно, чтобы процесс этот не ускорялся. Вспомните, когда последний раз дорожали билеты на поезда? В сентябре поднялись расценки на СВ и фирменные купейные поезда, коих в парке МПС всего 5 процентов. Подорожал лишь каждый 20-й поезд! А до этого? С 1998 года цены не повышались целых два года. Что еще у нас не дорожало столько же времени? Цены взлетели на все, что можно!
Экономист честно сказал: "Ты знаешь, поставщики нас просто душат. Если мы не будем поднимать цены, железные дороги умрут. Такая колоссальная структура не может работать себе в убыток. Она тогда просто развалится".
А ведь действительно, МПС - единственная отрасль народного хозяйства, которая осталась в нормальном состоянии после развала Союза. Железнодорожники прекрасно понимают свою роль в стране. Ведь если начать рвать связующие нити, обосабливать дороги, выделять их в отдельные структуры, то добраться в один конец страны из другого станет совершенно невозможно.
Сейчас (уже после подорожания) из Москвы в Санкт-Петербург можно доехать за 130-140 рублей. До Нижнего - за 170. До Сочи - за 450. Сравните расстояния и потраченные на их преодоление деньги. Удивительно, что вообще МПС до сих пор (при таких-то ценах!) ухитряется не только бесперебойно работать, но и обеспечивать необходимый уровень безопасности, постоянно совершенствовать системы управления движением, коммуникации. Конкретный пример: в 1996 году на дорогах было 48 крушений. В 2000-м - только 5. И то - лишь с грузовыми поездами. То есть человеческих жертв не было вообще. На такой огромной территории и с таким количеством поездов!
Ладно, вернемся к экономике. Не всегда можно сравнивать авто- и авиатранспорт с железнодорожным, но все-таки... Так вот: за последние годы билеты на авиатранспорте подорожали в 5-6 раз. Сейчас разница между ценами в плацкартный вагон и в экономкласс самолета достигла 14-20-кратного уровня. Автотранспорт тоже подорожал в разы. Общий индекс роста цен - почти 2,8, то есть и электроэнергия, и жидкое топливо, и металл подорожали почти в 3 раза. В среднем в 2,2 раза выросли зарплаты - МПС тщательно следит за этим критерием. А железные дороги за это время подняли цены для фирменных купе и СВ - на 55 процентов, для плацкартов и обычных купе - только на 30 процентов. Величины просто несопоставимые!
А что касается ЭР-200, который и породил все мои размышления и расспросы, то тут ситуация особая. Это единственный в России скоростной поезд, ездящий по единственной (пока) скоростной трассе. От самолета он отличается в лучшую сторону буквально по всем параметрам. Доехать из центра Москвы до центра Питера можно быстрее, чем по воздуху, - с учетом поездки в аэропорт, ожидания, регистрации и т.д. поездка занимает около 4,5 часа. Можно утром уехать из Москвы, а вечером вернуться. С самолетом этот номер вряд ли пройдет. Уровень безопасности - на несколько порядков выше. А цена билета - все равно минимум в два раза ниже, чем на самый дешевый самолет. Так ли уж это дорого?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников