10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЫПИЛ И ПОЕХАЛ. В ЛИТВЕ УЖЕ МОЖНО

Строганов Юрий
Опубликовано 01:01 17 Января 2001г.
Литва становится одной из передовых стран в сфере взаимоотношений полиции с участниками дорожного движения. Множество поистине революционных нововведений призваны создать в этих взаимоотношениях атмосферу взаимного доверия. Здесь водителя не накажут, если в его крови есть немного - до 0,4 промилле - алкоголя (выпил граммов 30 водки, бутылку пива и через час поехал). Недавно вошел в силу новый порядок передачи права вождения в другие руки: теперь не нужно оформлять специальные документы - дал товарищу технический паспорт - и этого достаточно, полиция не придерется.

- А не будут ли злоупотреблять этим новшеством? - интересуюсь у старшего комиссара дорожной полиции Литвы Генрикаса Садаускаса. - Дал автовладелец своему сыну технический паспорт, а тот, в свою очередь, передал его другу, который совершил аварию, - кто будет отвечать?
- Материальную ответственность за нанесенный ущерб несет владелец автотранспортного средства. Если уж он доверяет кому-то свою машину вместе с техпаспортом, то должен быть абсолютно уверен в человеке. Такая доверительность прибавляет ответственности, зато устраняет ряд бюрократических проволочек. Отец может дать машину сыну без оформления. Хозяин предприятия - работнику.
- А если водитель "чужого" авто не нарушил правила дорожного движения, а просто полицейский попался вредный, прицепился к нему? Может быть такое?
- В дорожных ситуациях не должно быть субъективных решений. Если водитель не согласен с мнением дорожного полицейского о нарушении, тот не имеет права наказать его на месте, он может лишь составить протокол, в котором изложит собственную версию происшедшего, а водитель напишет свое объяснение, как он видит ситуацию. При этом водитель имеет право не подписывать документы, составленные полицейским. Если же нарушитель согласен с обвинением, то полицейский может прямо на месте взять с него штраф.
- Люди привыкли к тому, что функция дорожной полиции в основном карательная. По своему опыту знаю: если полицейский остановил машину, обязательно возьмет штраф...
- Мы призываем наших сотрудников использовать меры не только карательного, но прежде всего воспитательного воздействия. Скажем, если водитель из другого города, не зная Вильнюса, не заметил ночью знак на дороге, но при этом не было других участников движения, то есть не создалась аварийная ситуация, то, считаю, не следует его штрафовать. Меры воспитательного воздействия тоже приносят результат. Лет пять назад мы штрафовали около 1 миллиона человека в год, а сейчас - не более 200 тысяч, и при этом количество аварий не растет.
- Как быть, если водитель спешит по делам, а полицейский останавливает его не за нарушение, а просто для проверки? Водитель из-за этой задержки теряет возможность, например, заключить важный договор. Не нарушаются ли тут права человека?
- У нас дорожным полицейским категорически запрещено останавливать автомобиль без причины. Если есть подозрение, что водитель пьян, и это видно по езде, или если имеется информация об угоне машины такой марки, или когда проводится какая-нибудь специальная акция - например, в связи с совокупностью серьезного преступления, - только в таких случаях можно остановить машину для проверки.
- А в каких случаях водитель имеет право не остановиться?
- Ночью, в темноте, если у водителя есть подозрение, что его останавливает не полицейский, а кто-то "очень похожий на полицейского". Но в таком случае водитель обязан сообщить о попытке остановки в ближайший комиссариат или на пост дорожной полиции.
- А как со взятками? Раньше дорожные полицейские Литвы грешили этим, были скандалы.
- Число взяточников в полицейской форме снизилось, но справиться с этим явлением полностью невозможно, оно существует во всех странах. Следует усиливать контроль, и мы создали такие механизмы. Они должны работать снизу доверху, начиная с начальника отряда.
- Правильно ли сделала Литва, разрешив водителям немного выпить, прежде чем сесть за руль?
- Показатели аварийности не изменились. Значит, видимого вреда это не нанесло. А вообще-то это дело сугубо индивидуальное. У одного водителя из-за бутылки пива нарушаются реакции, а на другого это совершенно не влияет. Все зависит от особенностей человека, от его самочувствия, настроения, характера, интеллекта. Мы ведем большую профилактическую работу, устраиваем проверки на дорогах с алкотестером. В год задерживаем до 25 тысяч пьяных за рулем. Представьте, сколько нарушений и аварийных ситуаций мы таким образом предотвращаем.
- Имеет ли право дорожный полицейский прятаться с радаром в кустах?
- Запрета нет, но мы такое поведение не поощряем. Кроме всего прочего, подобные "засады" чреваты происшествиями. Были случаи, когда полицейского, выскочившего из кустов, сбивала машина. Или она резко тормозила и сзади в нее врезалась другая...
- Опыт дорожной полиции Литвы весьма интересен. А есть ли за рубежом что-то такое, что может быть полезным в республике?
- Мы проверяем на наличие алкоголя в крови до 100 тысяч человек в год, а в Финляндии делают 1,5 миллиона тестов и намерены увеличить это число. Результат такой: у нас в год погибает в автодорожных происшествиях до 800 человек, в Финляндии - 400, хотя по числу населения наши страны близки. Финны применяют некоторые интересные "хитрости". У них, например, половина полицейских машин окрашена как обычные автомобили, и водители на дороге не знают, где и когда их могут остановить за нарушение. Это прибавляет внимания, ответственности. На главных финских автомагистралях установлены специальные приборы, фиксирующие превышение скорости и фотографирующие нарушителей, и это тоже своеобразная хитрость, потому что в основном эти ящики - бутафорские. Но водители не знают, какие из них ненастоящие.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников