СКОЛЬКО МОЖНО УНИЖАТЬ УЧИТЕЛЯ?

В 90-е годы вместе с перестройкой общества начала меняться и школа. Стали более гибкими учебные

В 90-е годы вместе с перестройкой общества начала меняться и школа. Стали более гибкими учебные программы, учеников перевели на пятидневку, разрешили им учиться в той школе, где они сами хотят, а не по месту жительства... Чем-то "отличившиеся" педагогические коллективы получили нестандартный, престижный статус "школа-гимназия", "учебно-педагогический комплекс", "центр развития"... Они, по сути, оставались все теми же общеобразовательными школами: находились на скудном бюджетном финансировании, выдавали тот же государственный аттестат, - но все же имели свое лицо, специфику. Казалось бы, что тут плохого?
Но с 1999 года началась активная кампания (судя по всему, "спущенная сверху") по унификации педагогических учреждений, приведению их к типовому стандарту. Может, в этом и был какой-то сугубо административный смысл. Но в итоге около 150 тысяч педагогических работников России оказались вычеркнутыми из состава учительского братства. Произошло это благодаря бездумно сочиненному документу - перечню профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение за выслугу лет. Обо всех "нетиповых" названиях школьных учреждений, которые реально существовали и неплохо зачастую работали, разработчики попросту забыли. И немало педагогов-новаторов потеряли право на пенсию по выслуге лет. Пенсия, конечно, грошовая: в сегодняшних ценах 300 - 400 рублей. Но ведь обидно!
Казалось бы, дело поправимое. Надо только внести изменения в несовершенный документ, определив, что любое учреждение образования, находящееся на бюджетном финансировании, выдающее документ об образовании государственного образца, реализующее соответствующие образовательные программы, - подпадает под установленный перечень. Но на деле все не так просто. По наивности я видел причину в чиновничьем недомыслии. Когда же стал разбираться в существе дела, выяснилось, что все продумано. В спорных случаях, оказывается, предусмотрено: для установления соответствия каждого конкретного учреждения данному перечню обращаться аж в Минтруда совместно с Министерством образования. На практике же ни то, ни другое министерство заниматься этим не желает. И отписываются: обращайтесь, дескать, в суд.
Строго говоря, 150 тысяч человек по России имеют основание затеять судебные дела, причем, как говорят специалисты, с реальными шансами выиграть свои иски. Зачем только весь этот сыр-бор? Что, у работников суда других дел мало? И уже поговаривают "знающие люди", что отделениям Пенсионного фонда даются негласные указания всячески придираться к несчастным учителям, блюдя букву, а не дух закона. Скажем, в перечне есть название "школа-сад", а если в названии учреждения стоит "сад-школа", - уже есть повод для спора. Или: в перечне значатся должности воспитателей, а фактически они обозначены как "воспитатели групп продленного дня". Опять несовпадение, и судебное дело может надолго затянуться с расчетом на то, что истцу надоест эта канитель и он откажется от тяжбы.
Хочется обратиться и к господам депутатам Государственной Думы, многие из которых с этой проблемой так или иначе знакомы: можно ли ее решить с вашей помощью? И по закону, и по совести.
ОТ РЕДАКЦИИ. Это письмо мы попросили прокомментировать заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олега СМОЛИНА:
- Директор школы прав: решить эту проблему ничего не стоит. Другой вопрос: кто это должен сделать? Когда депутаты еще в 1996 году принимали Закон о выплате пенсий за выслугу лет (а я - один из его авторов), мы полагали, что каждый учитель, продолжая работать по специальности, со временем получит льготную пенсию. Именно так толковал наш закон и Минюст еще в 1997 году. Но вышло правительственное постановление, где утвержден исчерпывающий перечень профессий и должностей, имеющих на нее право. И мы с изумлением увидели, что часть педагогов из нее выпала. Скорее всего, из соображений экономии. Многочисленные депутатские запросы и обращения не повлияли на позицию правительства. Хотя, например, Министерство образования в отличие от Министерства труда нас поддерживает. Если бы правительство добавило в утвержденный список только три слова: "...и другие образовательные учреждения", - проблемы не было бы. Так что дело не в законе. Тем не менее мы сейчас пытаемся и со своей стороны изменить эту ненормальную ситуацию. Готовим поправки к пенсионному закону, где будет четко сказано, что право на пенсию по выслуге лет имеют "педагоги детских образовательных учреждений всех типов и видов".