ПЕРИОД БРАЧНОГО РАСПАДА

Итак, обратимся к статистике. В 2000 году (данных за минувший пока нет) в России в расчете на

Итак, обратимся к статистике. В 2000 году (данных за минувший пока нет) в России в расчете на каждые 100 браков произошло 70 разводов. Это самый высокий показатель за последние 60 лет (данные, полученные до второй мировой войны, не очень надежны, ибо тогда регистрация брака в СССР была необязательной). В послевоенные пятидесятые годы власти ударились в другую крайность - после вольного режима при оформлении семейных отношений были созданы серьезные преграды, затруднявшие развод. Порой люди, ставшие по сути чужими друг другу, вынуждены были продолжать совместное проживание, создавать видимость нормальной семьи, чтобы не повредить карьере, избежать "персонального партийного дела".
Но когда в 1966-м произошли послабления (бракоразводные дела передали судам низшей инстанции, отменили обязательные публикации соответствующих объявлений в прессе), число заявлений от желающих разойтись сразу почти удвоилось. Впрочем, даже и в тот памятный год на 100 браков пришлось только 36 разводов. Вплоть до 1991-го этот показатель варьировался от 29 до 46. И лишь с 92-го он резко пошел вверх. В результате за десять лет распалось свыше 6 миллионов семей - при 10 миллионах браков.
Институт семьи перестает быть фундаментальной ценностью для определенной части населения. Это не может не тревожить. Все больше россиян - и мужчин, и женщин - делают выбор в пользу "свободной" интимной жизни, не "отягощенной" обязательствами, которые накладывает "нормальный" супружеский союз. Критический возраст для вступления в первый брак, по мнению экспертов, - 45 - 49 лет. После, как показывает практика, граждане чаще всего уже не хотят, не готовы к совместной жизни. В 1979-м в этом возрасте закоренелыми холостяками в России были 1,9 процента мужчин, в 1989-м - 3,7, а в 1994-м (по итогам микропереписи населения) - 5,5. Как видим, за пятнадцать лет почти втрое стало больше тех представителей сильного пола, которые решили не вступать в брак. У женщин число не пожелавших (или не сумевших) выйти замуж увеличилось за те же пятнадцать лет с 4 до 4,6 процента. Цифры для нашей страны кажутся большими. На самом деле они значительно ниже аналогичных показателей во Франции (9 процентов мужчин и 7 - женщин), Швеции (соответственно 15 процентов и 9) и в ряде других стран.
Все это свидетельствует о том, что сам институт семьи переживает трудные времена, все более распространенным становится совместное проживание без официального оформления брака. Чаще всего (каждая 7-я пара) так поступает "незакомплексованная" молодежь до 20 лет. А состоящих в незарегистрированном браке по всем возрастным группам (речь не о мимолетных знакомствах, а о совместном ведении хозяйства) - 7 процентов. То есть более 2 миллионов семей не считают необходимым ставить соответствующий штамп в паспорте. "Свободный союз прочнее, никакими "свидетельствами о браке" не удержишь человека, если он захочет уйти", - обычно говорят противники официальной регистрации.
Однако в реальной жизни такие семьи нередко сталкиваются с немалыми трудностями, и не только в плане психологическом. "Свобода" оборачивается порой неприятным выяснением отношений, к примеру, даже при снятии гостиничного номера во время совместной турпоездки, невозможностью юридически защитить свои интересы в тех или иных ситуациях. Но это не останавливает любителей свободы (а точнее - уклоняющихся от определенных обязательств). Количество свадеб стремительно сокращается. В 1979-м в расчете на 10 тысяч населения было зарегистрировано 111 браков, в 1989-м - 94, в 2000-м - 62. Это почти двукратное падение трудно объяснить только низким уровнем жизни десятков миллионов россиян или трудностями социальной ситуации у нас (хотя и это тоже играет немалую роль). Может, одна из причин в том, что по мере интеграции в мировое сообщество меняется и мировоззрение россиян, трансформируется общественное мнение, появляется более широкий взгляд на жизненные коллизии?...
Хочется надеяться, что маятник проходит свою нижнюю точку. Здесь, понятно, не приемлемо никакое администрирование, процесс должен быть естественным. Ведь уже и на Западе все энергичнее говорят о незаменимой роли семейных ценностей для полнокровной жизни общества, о необходимости укрепления института брака. Между прочим, в Италии незарегистрированные браки всегда были явлением сравнительно редким (всего 1 - 2 процента, среди молодежи до 20 лет - 4). И, например, в Австрии, Венгрии, Великобритании в возрастных группах старше тридцати доля "свободных" супружеских пар значительно ниже, чем в России.
О масштабах "неофициального" семейного сектора в нашей стране свидетельствует в том числе и быстрое увеличение числа, как сказали бы раньше, "незаконнорожденных". В 1970-м у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, родились 200 тысяч младенцев - каждый десятый из появившихся на свет за год; а в 2000-м - уже более трети миллиона - 28 процентов от всех новорожденных. Для сравнения: в Великобритании этот показатель составляет 31 процент, в Венгрии - 20, Франции - 32, Норвегии - 43, Швеции - 50. Впрочем, некоторые российские регионы уже обогнали и Францию (Свердловская, Томская, Читинская, Амурская области, Приморский, Красноярский края), и Норвегию (Пермская, Иркутская области). Но самая высокая внебрачная рождаемость в Коми-Пермяцком, Чукотском, Корякском автономных округах и Туве (51,2 - 62,7 процента). Тут даже шведы могут, как говорится, отдыхать.
О "современном" отношении многих граждан к морально-этическим нормам в сфере интимных отношений можно судить и по материалам социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Одна из тем экспресс-опроса взрослого населения страны касалась добрачной сексуальной жизни (распределение ответов приводится в процентах от числа опрошенных).
Как следует из таблицы, явное большинство опрошенных (среди них не только молодежь, но и люди постарше) не видят ничего особенного в интимных отношениях до официальной женитьбы или замужества. И хотя чуть более трети россиян придерживаются иных взглядов, общественное мнение все-таки спокойно воспринимает эту свободу нравов - что в целом, видимо, естественно. Другое дело, что опросы, проведенные в рамках специального социологического проекта в Иваново, Перми и Екатеринбурге, показывают: к 20 - 21 году сексуальный опыт имели примерно 90 процентов женщин (остальных приходится счесть чуть ли не "неудачницами"). А вот что уж точно вызывает озабоченность, так это то, что приобщаться к "утехам пола" нередко начинают у нас совсем уж в юном возрасте - в седьмом, шестом классе, а то и раньше. В Перми, например, 14 процентов девчонок заявили социологам, что начали половую жизнь до 15 лет. По мнению врачей, рановато.
Средний возраст вступления в брак составляет в нашей стране примерно 25 лет для мужчин и 23 года для женщин. Но насколько благополучны российские супружеские пары? Опросы ВЦИОМ свидетельствуют: три четверти граждан "вполне и, скорее, удовлетворены" отношениями в семье, однако пятая часть респондентов дала отрицательный ответ. Это значит, что в шести с лишним миллионах семей вот-вот может появиться (или уже наличествует) роковая трещина.
Иногда конфликты возникают, казалось бы, на пустом месте, каждый из супругов хочет, чтобы последнее слово осталось за ним. Пустяк? На самом деле вопросу о "руководящей роли" того или иного супруга многие россияне придают серьезное значение. Вот результаты еще одного опроса ВЦИОМ:
Оказывается, более половины россиян если и не приверженцы сурового "домостроя", то уж по крайней мере ориентированы на первую роль мужчины в совместной жизни. Только 40 процентов участвовавших в исследовании высказались в той или иной мере за равенство. В США, кстати, был проведен аналогичный опрос, и число сторонников главенства мужа оказалось вдвое меньше, чем в нашей стране. Любопытный факт, возможно, требующий отдельного комментария.
Разные ответы в России и США были получены и на другой вопрос: СОГЛАСНЫ ЛИ С ТЕМ, ЧТО ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ БОЛЕЕ ВАЖНЫ, ЧЕМ ОТНОШЕНИЯ С ДРУЗЬЯМИ? Среди американцев (в большинстве своем высоко ценящих семейные отношения) согласны с этим 67 процентов опрошенных, а среди наших граждан - 60.
Следующий вопрос, задававшийся россиянам в рамках проекта "Ценности семьи и человека", был, может быть, наиболее трудным: "ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА БОЛЕЕ ВАЖНЫМИ, ЧЕМ ИНТЕРЕСЫ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН?" Ответы распределились почти поровну - 40 процентов опрошенных отдают приоритет государству, 47 процентов - человеку, гражданину. Для многих, как видим, нелегко было сделать выбор. Некоторые даже возмущались. Можно ли, мол, вообще сравнивать заботы какого-то жителя (маленького "винтика") и интересы государства? Видать, прочно засели в нашем сознании прежние идеологические стереотипы. В связи с этим хотел бы напомнить статью 2-ю Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Это важнейший принцип нашей новой, демократической жизни, новых отношений, новой субординации ценностей.
В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ
С ТЕМ, ЧТО ДОБРАЧНАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ АМОРАЛЬНА?
Совершенно согласен 21
Скорее, согласен 15
Скорее, не согласен 32
Совершенно не согласен 23
Затруднились ответить 10
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТЕМ, ЧТО РАВЕНСТВО В СЕМЬЕ - ХОРОШО, НО В ЦЕЛОМ ПРИ РЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ ЗА МУЖЕМ?
Совершенно согласен 26
Скорее, согласен 28
Скорее, не согласен 25
Совершенно не согласен 15
Затруднились ответить 6