КУЛЬТУРА: ДЛЯ ИЗБРАННЫХ ИЛИ ДЛЯ ВСЕХ?

Наше ТВ, которое нередко весьма смело критикует происходящее в разных областях нашей жизни, становится застенчивым, когда речь заходит о нем самом. Две стороны единого целого - критика и самокритика - оказались неожиданным образом разъятыми. Критика? На любой вкус. Самокритика? Ну, знаете...

В минувший четверг показали передачу "Массовая культура никогда не станет искусством". Вышла она в цикле "Культурная революция", которую на канале "Культура" ведет опытный телевизионщик, недавний руководитель ВГТРК, а ныне министр культуры России Михаил Швыдкой. От мелькания слова "культура" уже в этих фразах начинает рябить в глазах. Но в дискуссии, которая была устроена на телеэкране (а в ней принимали участие известные все люди: певцы, живописцы, театральные деятели), речь шла не столько о культуре, сколько о коммерции, о продаже "культурной продукции".
Передачи цикла строятся по одному образцу: два главных участника спора, представляющие противоположные точки зрения, сидят перед небольшой аудиторией, между ними, выслушивая аргументы, задавая уточняющие вопросы, призывая на помощь видеофрагменты, энергично курсирует ведущий. Затем он предоставляет слово собравшимся, позволяет главным дискутантам дополнить свои доводы, поспорить друг с другом. А в финале, наконец, ненавязчиво, интеллигентно, но весьма определенно высказывает свою позицию, расставляя точки над "i".
Показательно, что для спора ведущий в этот раз пригласил превосходного пианиста Николая Петрова и Александра Вайнштейна - одного из продюсеров мюзикла "Метро", не первый сезон с успехом идущего в столице. Спорщики, будто специально, предельно обострили свои позиции. Петров: "Искусство существует для избранных, для тех, кого отметил Бог". Вайнштейн: "Только то, что востребовано массовой аудиторией, имеет право на существование в нынешней культуре". Потом, правда, когда от общих деклараций они перешли к анализу копкретной творческой практики, контрасты стали менее резкими. Пианист вдруг согласился принять в лоно высокого искусства не только Л.Утесова и К.Шульженко, но и ныне здравствующих Н.Расторгуева (группа "Любэ") и Ю.Шевчука ("ДДТ"). Правда, при этом продолжал яростно клеймить большинство "звезд" нашей поп-музыки, не стесняясь подчас переходить на личности.
А продюсер настаивал на том, что все зависит не от вида или жанра творчества, а от качества продукта. И приводил в пример трех великих теноров, певших в финале первенства мира по футболу для громадной аудитории на стадионе, или дуэт оперной дивы Монтсеррат Кабалье с Фредди Меркьюри из группы "Квин".
Спор получился заразительным и жарким. К концу его - и в этом нет ничего страшного! - мы не только не приблизились к однозначному ответу на поставленный вопрос, но и, пожалуй, в чем-то отдалились от него. Зато обрели, кажется, дополнительную широту взгляда на проблему. Правда, в ней не хватало одной важной детали - серьезного, критического разговора об основном носителе "массовой культуры" в нашей стране - телевидении.
Так уж случилось, что из-за удаленности значительной части населения от культурных центров, нехватки средств на "встречу" с высоким искусством, "телек" у нас в стране стал основным, если не единственным, источником художественных впечатлений. Большинство телезрителей годами не бывает не только в театрах, филармонических залах и художественных галереях, но и в кинотеатрах или на эстрадных концертах. Все эти виды искусства для миллионов людей заменил домашний экран. Поэтому так важно, чтобы он был заполнен не низкопробной "масскультурой", но и настоящим искусством. Было время, когда государство тратило на это немалые деньги. Кроме того, не жалело средств на создание оригинальных произведений. Оставим здесь в стороне вопросы идеологизации творчества и "репертуара"... Но согласимся: адресованные миллионной аудитории, многие произведения не отступали от высокого вкуса, мало того, подчас даже прокладывали новые пути - такими были работы А.Эфроса и М.Захарова в телетеатре, Е.Гинзбурга в телеэстраде, А.Белинского в телебалете. Нынешнее ТВ напрочь забыло обо всех этих открытиях.
Трехнедельный развлекательный телемарафон, протянувшийся от западного католического Рождества до Старого Нового года, будто специально был задуман как грандиозная иллюстрация к программе Швыдкого. В нем прихотливо переплелись отдельные талантливые произведения (их было крайне мало) и дешевые поделки (они, увы, довлели). Даже в одной и той же передаче, скажем, в показанном в воскресенье "Аншлаге" (РТР), можно обнаружить соседство заштамповавшихся донельзя "мэтров" нашей разговорной эстрады с молодыми, ищущими артистами.
Надежда на последних: уж они-то, полагаю, попытаются разрушить кажущуюся неодолимой преграду между массовостью и подлинной культурой. Только бы им не слишком мешали.