11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИДУЩИЕ ПОПЕРЕК ХРЕБТОВ

Рак Любовь
Опубликовано 01:01 17 Января 2002г.
Мы сидели у костра в среднем мире и неспешно беседовали. А напротив, в чуме, устроились космические братья - Хэвеки и Харги. С них, собственно, все и начиналось в абсолютно пустом еще космосе. Хэвеки, добрый дух, создавал Землю, а Харги, полная его противоположность, всячески ему мешал. Хэвеки сделал человека, Харги - медведя, один брат - лебедя, второй - ворона. Так все и пошло, так, на стыке добра и зла, и идет до сих пор. Потому что средний мир согласно эвенкийской мифологии - это наша планета и наша жизнь, все мы - из среднего мира.

Но параллельно существуют и другие миры - верхний и нижний, девственно-белый и аспидно-черный. Один населяют духи, творящие свет, другой - довольно темные "личности". А между ними живет странная рыба - о двух головах, двух хвостах и с дыркой посередине. Через эту дыру эвенкийские шаманы путешествовали по параллельным мирам. Сейчас шаманов здесь не осталось - и это очень плохая примета. Раньше считалось: если в роду нет шамана, то люди обречены на гибель.
- Эвенки - народ очень древний, его история насчитывает как минимум шесть тысячелетий, - рассказывает художник Владимир Донченко. - Корни идут из Китая. Например, в летописях первой императорской династии Юй, датированных IV веком до нашей эры, есть упоминания о тунгусах. В музее в Токио выставлены до боли знакомые поту - эвенкийская сумка, урагу - нож или копье. Японцы считают эвенков своими родственниками, и языки у нас схожие. Много близких мотивов - и в культуре, и в бытовых мелочах - у эвенков и с североамериканскими индейцами. Есть предположение, что еще в каменном веке они перекочевали в Америку и там осели, что это вообще одна раса. А когда в ХV-ХVI веках русские пришли в Сибирь и на Дальний Восток, у эвенков уже были военные дружины - они детей с четырех лет обучали воинскому искусству. Но сейчас, увы, происходит очередной виток истории, эвенкийский народ погибает. Вместе с ним исчезает и древняя уникальная культура, ее надо спасать. Что я, собственно, и пытаюсь делать.
Впервые деревянные скульптуры с изображением богов, а всего их в мифологии эвенков - полторы тысячи, Донченко увидел в амурской тайге. Как-то наткнулся на них и очень удивился. Надо же, подумал, про африканских идолов мы знаем, а про свою культуру даже не слышали. Только потом он понял, что никаких странностей здесь нет - в первые годы советской власти для борьбы с шаманизмом создавались специальные опер-отряды. Бойцы бродили по тайге, собирали фигурки богов и сжигали их. А шаманов уводили в лес и расстреливали. Впрочем, с иноверцами боролись и раньше - и во времена освоения Сибири, и при царе. Народ эвенкийский считали грязным, а его обычаи и культуру - примитивными.
Когда русские воины шли в Сибирь и на Дальний Восток, они оседали, ставили остроги и женились на эвенкийских женщинах. Потому что эвенки тогда были самым воинствующим народом, взять в жены представительницу рода значило заключить с этим родом военный союз. Чем больше таких союзов, тем надежнее и сильнее будет помощь, которая необходима в случае войны.
В результате на белый свет появилась новая метисная нация - гураны. Они говорили на смеси русского и эвенкийского, имели восточную внешность, но большие глаза. В 1917 году их как ярых противников большевизма истребили полностью - выжить удалось считанным единицам. Одна из них - Евдокия Трофимова - была матерью Владимира Донченко. Так что кровь в его висках при виде деревянных идолов в амурской тайге застучала не зря. Корни древних эвенков повязали его накрепко.
Он много мотался по стране - Приморье, Магадан, Чукотка. Пытался учиться рисованию в Питере, поступил в Мухинское училище, но так его и не окончил - охота к бродяжничеству, к перемене мест не давала покоя. А осел именно здесь, в Эвенкии, навсегда поселился в поселке Байкит на берегу Подкаменной Тунгуски. Прикупил участок земли за 300 рублей и решил открыть этнографический музей под открытым небом. Воссоздать те самые параллельные миры, покоящиеся на космической реке Туру.
Строгал деревянные фигурки - а они получались очень выразительными - и ставил их, как положено, в таежном перелеске. Помощи ни от кого не ждал, мастерил свой музей, что называется, для души. Ну и для тех, кто придет после него, чтобы жили не на пустом месте.
Сам Владимир Иванович еще застал стариков шаманов, записал их рассказы, много чему у них научился, но старики те уже поумирали. А минувшим летом Донченко прислали мальчишек - из так называемой группы риска. Он их в поход по тайге водил, с кострами, рыбалкой и прочими прелестями, а они ему музей строить помогали. "Ребята хорошие, добрые, - говорит, - просто в таком возрасте находятся, когда их на любой поступок можно толкнуть". Они к нему и сейчас забегают, а мастер-наставник изо всех сил добивается, чтобы мальчишкам за их работу хоть что-нибудь заплатили.
О том, что и ему надо бы платить или помогать, речи не идет совсем. Про самобытного, экзотического художника вспоминают только во время предвыборных баталий - подают к столу, как деликатес. К примеру, компания "ЮКОС" свозила художника в Москву, его работы выставлялись в Верховном Совете и в посольстве США. Представлял он там пентаграммную живопись, которой, кроме Донченко, никто в мире больше не владеет.
Пентаграммы - это древняя эвенкийская письменность, для передачи информации в ней используются простые рисунки. Допустим, хозяин чума собрался на охоту - чтобы объяснить тем, кто придет позже, куда именно он пошел, на бересте, дереве или камне ставятся определенные значки. Один из них изображает чум, другой - охотника, а стрелки указывают правильное направление.
Впрочем, на холсте у художника - сюжеты куда сложнее и замысловатее. Он пересказывает старые мифы, которые теперь тоже мало кто помнит, повествует о взаимоотношениях людей и богов. И использует при этом очень яркие, почти ослепляющие краски. Тот же "ЮКОС" с этими пентаграммами обещал Донченко в Париж свозить - там такого уж точно не видели, - но тут выборы вдруг закончились.
- Я не считаю, что заслужил для себя что-то особенное, - говорит Владимир Иванович. - Единственная моя заслуга состоит в том, что я стараюсь напоминать о старом, забытом. Слово "эвенки" в переводе на русский означает - идущие поперек хребтов, то есть идущие постоянно, кочевники. В отличие от язычников-славян, которые занимались земледелием и были к земле привязаны, эвенки всегда больше смотрели на звезды. И их мифология - это сплошная космология, своего рода учение о других измерениях и мирах. А шаманизм включает в себя и биоэнергетику, и гипноз, и телепатию - все то, о чем сегодня в газетных статьях пишут. Шаманы путешествуют, летают по мирам, а человек без космоса существовать просто не может, он - его часть.
Убедиться в этом Донченко удалось на собственном опыте. Когда начал делать скульптуры богов, во сне вдруг стал летать по космосу. Видел, как отрывается от Земли, поднимается все выше, а родная планета становится совсем маленькой. Летел себе среди звезд, а вокруг духи роились, показывали, как параллельные миры устроены. Как только во всем разобрался, сновидения прекратились, хотел бы и еще таким образом попутешествовать, но, увы, не получается. Кстати, к нижнему миру его только подвели, так что и разглядеть-то ничего не успел, - и быстренько опять на грешную Землю выбросили. Сказали: рано еще.
Рано так рано, у него и на этом свете дел уйма. Надо и музей до ума довести - по образу и подобию увиденного в космическом пространстве. И травки разные шаманские успеть собрать, их старики в страшном секрете хранили, так что найти трудно. Медвежий корень, к примеру, шаманы показывали только избранным и брали с них слово, что никогда и никому - даже под угрозой смерти - о нем не расскажут. А Донченко его сам нашел и даже развел корешок в невиданных количествах на своем участке. Говорит, он и давление поднимает, и золотуху лечит, и болезни желудка, и рак. Только опасен очень, если с дозой ошибешься. Лишку медвежьего корня хватанешь - давление так подпрыгнет - медведем заревешь, а то и концы отдашь. Потому растение так и называется.
Владимиру Ивановичу удалось вылечить немало людей, судя по количеству жгутов на его шаманском костюме. Каждая маленькая "косичка" - это поставленный на ноги человек, а три толстых жгута сзади - все те же три параллельных мира.
Мы гуляли по этим мирам, слушали ветер времени и вглядывались в лица богов. Мерегды - небесный охотник, телохранитель великого космического змея Джямбара. Охотник этот, рассказывает миф, был огромным железным великаном, которому чум едва доходил до колена. Но однажды он обиделся на эвенков, укравших у него рукавицы, и улетел. Млечный Путь - лыжня небесного охотника. А Космическая лосиха - это наша Большая Медведица. Далыча - бог Солнца, а Тогоэни - мать огня. Все они живут там, за облаками, и здесь, на эвенкийской земле. В нашем с вами среднем мире.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников