11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЛАСТЬ ДЕЛИТ ВЛАСТЬ

Анохин Павел
Опубликовано 01:01 17 Января 2003г.
Государственная Дума приступила к рассмотрению пакета законопроектов по реформированию властных структур. Один из них определяет принципы организации местного самоуправления, второй уточняет основы взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти в субъектах Российской Федерации.

Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев в беседе с корреспондентом "Труда" отметил: "Предложенные законопроекты призваны разграничить полномочия между органами власти федерального центра и субъектов Российской Федерации и станут приоритетным направлением работы палаты на весенней сессии. "Второпях принятая Конституция 1993 года, - сказал он, - заложила несколько подводных мин, которые начинают всплывать и порождают обострения, споры. Сегодня нужно устранять их".
За это взялась комиссия во главе с заместителем руководителя президентской администрации Дмитрием Козаком. Она и подготовила соответствующие законопроекты, которые, по его мнению, приведут к "значительной децентрализации власти и повышению самостоятельности и ответственности перед гражданами региональных и местных властей".
Эти перемены, как считают аналитики, могут повлечь в конечном итоге перемены в Конституции. Не случайно председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике верхней палаты Александр Казаков уже предложил "комиссию Козака" преобразовать в рабочую группу по подготовке перемен в Основном Законе страны. "Наступает время, - отметил сенатор, - когда нужно все-таки задуматься о совершенствовании российской Конституции. Договоры о разграничении полномочий сегодня изжили себя, хотя мы пока не можем отказаться от них. Надо четко определиться, какую Федерацию мы строим: договорную или конституционную?"
Как считает авторитетный специалист по национальным проблемам, член Совета Федерации, председатель Совета Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов, в условиях длящегося кризиса мы вынуждены склониться к максимально централизованной Федерации, так как все наши реформы должны быть направлены на собирание Отечества. "Но важно, - подчеркнул он, - чтобы централизация не превратилась в унитаризм". Это, по его мнению, опасно тем, что может повториться печальный опыт СССР, который разрушили из центра сами руководители государства.
Вечный оппонент Абдулатипова по национальным вопросам лидер ЛДПР Владимир Жириновский уверен в обратном: "Россия не может быть федеративным государством. Она тысячу лет была жестко централизованной страной и может быть только такой". Жириновский предлагает навсегда забыть два слова - "федерация" и "субъект", а также окончательно упразднить верхнюю палату парламента - "зачем разделять народы по национальным и религиозным признакам?"
Владимир Вольфович предлагает перекроить административные границы России, оставив "только 15 губерний с населением по 10 миллионов человек в каждой".
Губернатор Самарской области Константин Титов считает, что разграничение полномочий просто необходимо. "Мы живем в государстве рыночной экономики, - аргументирует он свою позицию. - И должны грамотно определиться: кто за что отвечает, правильно разделить деньги". По его мнению, договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации должны быть или для всех, или полностью отсутствовать. "Нельзя, - подчеркивает самарский лидер, - делать исключение для отдельных субъектов Российской Федерации. Это, помимо всего, сталкивает элиты страны... ". Президент Татарстана Минтимер Шаймиев предстоящими переменами недоволен - они "урезают полномочия региональной власти".
Не отстают от политиков и политологи. Так, профессор Российского государственного гуманитарного университета доктор политических и физико-математических наук Алексей Кузьмин считает, что "ползучая" конституционная реформа уже идет. "Речь сегодня о попытке придания системе власти некой минимальной управляемости, - говорит он. - Однако нет оснований предполагать, что управляемость при такой реформе будет реально расти. Последние годы показали: на региональных выборах побеждают не федеральные партии, а "свои". Местные элитные группы старательно сопротивляются всем попыткам со стороны федеральных партий как-то их "приватизировать".
Если говорить о какой-то конституционной реформе, полагает Алексей Кузьмин, то ее нужно осуществлять, не трогая текста Основного Закона. "В ней допускается, - говорит он, - принятие федеральных конституционных законов. И сделать это легче, чем изменить Конституцию..."
Помимо законопроектов о разграничении полномочий необходимо принять еще законы о поправках в Бюджетный и Налоговый кодексы, которые должны устранить существующий перекос в формировании бюджетов всех уровней. "Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления будут четко знать, - отметил Геннадий Селезнев, - какая часть налоговых средств остается в регионах, а какая уходит в центр на формирование федерального бюджета. Сегодня картина ненормальная - чем больше зарабатывают субъекты, тем больше они отдают федеральному центру".
Но именно здесь, как заявил глава думского Комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый, у правительства нет единой позиции. Впрочем, Дмитрий Козак уверен, что специальная комиссия подготовит нужные поправки до 1 марта. Как он отметил, на федеральный центр, по предварительным расчетам, будет приходиться 44 процента конечных расходов, а на регионы и муниципалитеты - 56 процентов.
Россия все-таки вынашивает конституционные преобразования. Главное, чтобы они содействовали действительному укреплению российской государственности.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников