06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МАКВАЛА КАСРАШВИЛИ: ОТ ХОРОШЕЙ МУЗЫКИ УЛУЧШАЕТСЯ ЦВЕТ ЛИЦА

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 17 Января 2006г.
Наверное, это не случайно: когда пару лет назад проходил концерт в честь 225-летия Большого театра, программу открыл номер Касрашвили. Ее драматическое сопрано стало одним из символов великой сцены, на которой певица выступает более 30 лет. А в последние несколько лет Маквала Филимоновна согласилась взять на себя и еще одну нагрузку - возглавить оперный коллектив Большого. Забота непростая, особенно в пору, когда театр переживает серьезные испытания.

- Вы родом из провинциального Кутаиси - и такая головокружительная карьера...
- Ну почему все называют Кутаиси провинциальным? Из Западной Грузии вышел цвет интеллигенции - поэт Акакий Церетели, композитор Захария Палиашвили, певец Зураб Анджапаридзе... По кутаисскому "провинциальному", как вы выразились, радио постоянно передавали шедевры мировой музыки. Звучали голоса Карузо, Джильи, грузинские народные песни... Конечно, я и сама пела, подражая великим певцам. Потом поступила в Тбилисскую консерваторию, где стала ученицей замечательной оперной певицы Веры Давыдовой.
- Той самой, которая, говорят, была интимной подругой Сталина?
- Очень обидно, что о Вере Александровне, прекрасной артистке, в высшей степени порядочном человеке, нынче в основном вспоминают только в связи с этой легендой.
- Кто же ее сочинил?
- Этот человек когда-то работал в дирекции Большого театра, потом уехал на Запад. За рубежом ему, очевидно, надо было как-то зарабатывать, и он не нашел ничего лучшего, чем воспользоваться добрым именем Веры Давыдовой. Написал скандальную книгу якобы с ее слов. Бедная Вера Александровна была в шоке, слегла (она была уже очень немолода, под 90) и вскоре умерла.
- Ну так, может, нет дыма без огня?
- Однажды (она рассказывала мне об этом сама) ее действительно пригласил к себе на дачу Сталин. Тогда подобное случалось нередко, генсек любил классическую оперу, звал артистов, чтобы они пели участникам его домашних посиделок. Но тут они с Верой Александровной остались наедине, и вождь объяснился ей в пылких чувствах. Она ответила, что, конечно, как все советские люди, очень любит Иосифа Виссарионовича, но мужу изменить не вправе. Сталин не настаивал... Но в итоге Давыдовой так и не дали звание народной артистки СССР, а вскоре отправили на пенсию. Тогда Вера Александровна и уехала преподавать в Грузию.
- Когда-то худсовету Большого театра хватило 10 минут, чтобы, послушав вас, зачислить в труппу. Бытует мнение, что сегодня молодому одаренному певцу далеко не так легко попасть в Большой...
- Напротив, мне кажется, стало даже легче. Ведь труппа обновлялась куда реже, чем сейчас, поскольку артисты закреплялись за ней практически до конца своей карьеры - ни о каком свободном выезде за рубеж по контрактам, за единичными исключениями, и речи не могло быть...
- Но, говорят, сплошь и рядом молодые артисты, зачисленные нынче в труппу, могут месяцами сидеть без работы, то есть без спектаклей...
- Когда у нас была главная сцена, а вдобавок к ней Кремлевский дворец, такого не было.
- Получается, что уход из Кремля лет 15 назад был ошибкой?
- Думаю, да. Какие роскошные постановки там шли - "Дон Карлос", "Фауст", "Аида"... То, что мы сейчас туда возвращаемся, для труппы один из шагов к спасению. Ведь Новая сцена (слава Богу, конечно, что она построена) намного меньше главной, закрывшейся теперь на реконструкцию. Из-за этого выпало процентов 30 репертуара, да и то, что осталось, идет не так часто, как хотелось бы.
- Сейчас в связи с уменьшением объема работы в театре произошло сокращение штатов. Поговаривают, что не все при этом было сделано законно: одних уволили, других набрали... Вот недавно один обиженный солист оперы выступал на телевидении, жаловался на вас.
- А у нас просто нет другой возможности уволить профнепригодного человека. Таковы несовершенные российские законы, не учитывающие специфику творческих профессий. Если человек в штате театра, пусть он даже утратил голос, указать ему на дверь практически невозможно. Я догадываюсь, о ком из бывших солистов вы сейчас говорите. Он три последних года практически не пел - а тут вдруг потребовал себе главные теноровые партии. Ведерников сказал мне: "Давайте еще раз его прослушаем". Увы, чуда не случилось: то, что мы услышали, недостойно уровня Большого театра. Вот его и еще 8 солистов "сократили". Коллектив должен обновляться.
- Дорогой же ценой дается вам обновление! Ведь эти люди вас потом по судам таскают, и формально они правы...
- Вот почему сейчас мы предпочитаем брать артистов на контракт, то есть на определенное, ограниченное время.
- Наверное, вообще лучше держать всю труппу на контракте, как делается в остальном цивилизованном мире?
- Надо бы, но пока ни Большой, ни Мариинский театры позволить себе такого не могут: люди разбегутся. Конечно, звание солиста Большого в мире очень весомо, но деньги-то, сравнимые с западными гонорарами, мы по-прежнему не можем платить. В этом и была сила наших театров - в наличии стабильных коллективов. Какой состав был в Большом, например, в 70-е! Образцова, Синявская, Атлантов, Мазурок, Нестеренко, Соткилава... Ну и я пела. Представляете, такой ансамбль выходил на сцену - и публика "Метрополитен" или "Ла Скала" просто сходила с ума! Там, чтобы собрать подобную звездную афишу на один только вечер, нужны сотни тысяч долларов.
- Обратимся к еще одному распространенному обвинению в адрес Большого: недостаточное внимание к русскому репертуару. Хотя чисто визуально афиша вроде насыщена родными названиями. Но вот качество... Неужто такой уж великий режиссер Франческа Замбелло из Штатов, что ее зовут в Большой с завидной регулярностью? На мой, например, взгляд (и не только на мой), ее спектакли - откровенный набор штампов. Ей-Богу, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы применить расхожий прием - массовку с "красными книжечками" в пуччиниевской "Турандот". А потом чуть ли не буквально повторить ее - ни к селу ни к городу - в "Огненном ангеле"...
- Замбелло пользуется популярностью на Западе именно как постановщица опер на "тоталитарную" тематику. Недавно в Словении так расстроивший вас "Огненный ангел" в исполнении Большого театра прошел на ура - я наблюдала это сама...
- Но неудача постигла и Темура Чхеидзе в "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, где знаменитый драматический режиссер выступил гораздо ниже своих возможностей. А буквально на днях мы увидели "Войну и мир" Прокофьева в версии Ивана Поповски, которая показалась робко-ученической...
- Это ваше мнение, были и другие отзывы о работе Ивана. Премьера в целом имела большой успех. Хотя лично я, может быть, предпочла бы видеть режиссером "Войны и мира", не удивляйтесь, как раз Замбелло. Ее постановка этой оперы в Париже получилась прекрасной, была замечательно принята зрителями. И "красных книжечек" там не было (смеется).
- А как вы расцениваете поведение Ростроповича, внезапно за 10 дней до премьеры оставившего проект?
- Прежде всего хочу сказать, что в театре продолжают с глубоким уважением относиться к Мстиславу Леопольдовичу. Я сама с ним много выступала, нас связывают дружеские отношения. В работе такого сложного организма, как театр, то и дело возникают сложные коллизии. В данной ситуации театр и маэстро обоюдно решили не вдаваться в подробности, и я считаю это правильным - этика есть этика.
- Какие еще премьеры ждать в ближайшее время?
- Осенью на Новой сцене будет "Евгений Онегин" в режиссуре молодого Дмитрия Чернякова.
- Это интересно - его "Аида" в Новосибирской опере получила национальную премию "Золотая маска" за 2005 год. Правда, не всем понравилось, что действие перенесено в сталинскую эпоху.
- Сюжет можно и переосмыслить, если постановщик делает это талантливо. Но учитывая споры вокруг творчества Чернякова, мы сохраним в репертуаре и классическую постановку "Онегина", выполненную великим Борисом Покровским, - она параллельно пойдет в Кремле.
- Маквала Филимоновна, мы с вами все о работе - на что-нибудь еще время и силы-то остаются? Скажем, на разведение цветов, путешествия...
- Ой, что вы. Цветы разводить негде, поскольку собственной дачи нет. Если надо отключиться от городской суеты, сажусь за руль своего "мерседеса" и еду к моей подруге Лене Образцовой, у которой дом на Рублевке. А путешествую в основном в Грузию, где осталось много родни: племянники, их дети... И повидаться и, извините за прозу, материально помочь - люди живут очень трудно. Я надеюсь на процветание, возрождение Грузии, на улучшение отношений между нашими странами. Никогда не чувствовала себя в России чужой, не чувствую и теперь. Здесь мой любимый театр, самые близкие друзья...
- Слышал, что вы очень дружите с Аллой Демидовой...
- Да, уже лет 20. У нас даже общая собака.
- Это как?
- То есть собаку эту, пекинеса, я ей подарила. Но поскольку Алла много разъезжает, собака часто живет у меня. Она уже стала кинозвездой, снялась с Демидовой в двух фильмах. Между прочим, зверюга с характером - как-то прокусила мне губу, я три месяца не пела.
- Невооруженным глазом не заметно. И вообще не могу удержаться от комплимента - вы роскошно выглядите!
- Спасибо, это гены: мама очень долго выглядела молодо...
- Придерживаетесь диеты?
- Трудный вопрос. Конечно, обожаю вкусно поесть, но приходится себя ограничивать. Вот у Лены Образцовой характер: приказала себе - нельзя, и все. Посмотрите, какая она стройная... У меня так не получается. Но одно могу вам сказать: на липосакцию ни за что не пойду.
- Да вы и так очаровательны, лицо прямо как у девочки...
- Знаете, в жизни не пользовалась никакими кремами - просто лень мазаться. Единственное - когда снимаю грим, то делаю это с помощью вазелина. Ну и главный секрет - надо петь побольше хорошей музыки: это так улучшает настроение и цвет лица...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников