17 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КИНОКРАДЫ

В канун Нового года отечественные кинематографисты решили сделать подарок зрителю, выпустив в широкий прокат сразу два фильма - "Жара" и "Волкодав". То, что фильмы вышли аккурат в праздничные дни, разумеется, не случайно. Продюсеры рассчитывали на аншлаги в кинотеатрах и соответствующие сборы. Но с началом проката на прилавки киосков и развалов хлынул поток контрафактных - пиратских - экранных копий обоих фильмов. И зрительский поток сократился: утомленные каникулами люди предпочитали смотреть кино дома.

В результате огромные затраты производителей на рекламу проектов (например, рекламный бюджет "Волкодава" составил $6 млн.) сработали в первую очередь на сверхприбыли видеоразбойников. Легко предсказать, что и начавшаяся продажа лицензионных копий подрезана пиратами под самый корешок.
ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ? ТАК БЫВАЕТ ТОЛЬКО В КИНО
Утро, Новый Арбат. Спустившись в подземный переход как раз напротив кинотеатра "Октябрь", где красуются гигантские рекламные растяжки обеих картин, на лотках мы видим аккуратные стопки с палеными дисками. Мы - оперативники в штатском, один из продюсеров "Жары" и корреспондент "Труда".
- "Жара" есть?
- Да, пожалуйста, - отвечает торговец.
- А "Волкодав"?
- И в сборнике, и по отдельности. Какой предпочитаете?
- Сколько стоит?
- 120 рублей.
Оперативник покупает диск. И предъявляет удостоверение. Испуганный лотошник, спешно сбрасывая диски в коробку из-под бананов, набирает чей-то номер на мобильнике. Ничего внятного не говорит, но и так понятно: сигналит друзьям-пиратам об опасности. Сигнал передается по цепочке. Через 3 минуты в соседнем переходе мы застаем другого торговца краденым кино, который спешно запихивает упаковки с палеными фильмами в такие же коробки из-под бананов. Сотрудники милиции изымают товар. А уже на третьей точке на том же Новом Арбате спустя еще 5 минут мы застали лишь пустой лоток - предупрежденный кинокрад успел ретироваться.
- Давайте в переход спустимся, - предлагает продюсер. - Там в каждой палатке диск стоит на витрине.
- Нет, - твердо отказывается опер, - мы не имеем права изымать товар в палатках без постановления прокурора, поскольку палатка - это уже частная территория.
- Вот парадокс, - вздыхает продюсер. - Они в своем киоске могут хоть объявление выставить "Продаем краденое", а ты ходи да санкции прокурора добивайся. Все знают, что товар ворованный. Но никому до этого дела нет. Ну изъяли товар у одного торговца, другого, третьего, но это капля в море по сравнению с десятками и сотнями тысяч торговых точек, существующих по всей стране. И их становится все больше. На кой черт тогда снимать кино, тратиться на рекламу, если все пенки снимут и сожрут эти жуки? Хоть закрывай киноиндустрию. Или у бандитов проси помощи, чтобы эту шпану прижали.
А КАК ТАМ, ЗА БУГРОМ?..
Понятно, о чем говорит продюсер. Успех продюсера и режиссера на Западе чаще всего связывают с прибылью от фильмов. Даже на роскошь снимать т.н. авторское кино надо заработать. Скажем, крупнейший голливудский режиссер и продюсер Стивен Спилберг сделал некоммерческий фильм "Список Шиндлера" только после того, как "снял кассу" на производстве блокбастеров "Челюсти", "Парк юрского периода" и других. Разумеется, никому из голливудских продюсеров и в голову не придет, что его деньги могут безнаказанно уйти в карманы пиратов. Сборы от проката могут оказаться меньше или больше запланированных, но, как говорится, все что есть, все мое. Когда Джеймс Кэмерон замахнулся на "Титаник", он отказался от гонорара, зато в контракте оговорил свой процент от проката и продаж видеокассет и DVD. Кэмерон не проиграл, ибо "Титаник" собрал в мировом кинопрокате 1,8 миллиарда долларов.
Видеопиратство, конечно, существует и в США, и стоят там контрафактные диски примерно столько же, сколько и наши, - $5. Однако американские пираты не торгуют контрафактом внаглую на каждом углу. А если торговцы попадутся на сбыте, мало не покажется ни им, ни их хозяевам. Даже рядовым продавцам ворованных фильмов грозит немалый тюремный срок. Есть похожий закон и у нас. Но, как известно, суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.
А У НАС ВО ДВОРЕ
Еще арифметика. От прокатной выручки нашим производителям остается 30-40% процентов, поскольку половина прибыли уходит кинотеатрам, а 10-20% - дистрибьюторам. Далее вычитаем деньги, затраченные на рекламу (при нынешней ситуации на рынке рекламный бюджет некоторых картин зачастую в полтора-два раза превосходит производственный). Неудивительно, что заработать в нашей стране удавалось лишь единицам ("Дневной дозор", "Питер FM", "9 рота").
В то время как продюсеры, снимая кино, затрачивают миллионы долларов на производство и рекламу, пиратам один паленый диск обходится всего лишь в 7-8 рублей. Понятно, что, продавая "пиратку" многотысячными тиражами минимум по 100 рублей, владельцы подпольных заводиков получают миллионные прибыли. Причем делают это абсолютно открыто, на глазах у правоохранительных органов. Словно 146-й статьи Уголовного кодекса и в помине не существует ("Нарушение авторских и смежных прав", ст. 146, УК РФ). Вице-президент "NBC Universal" Ричард Коттон утверждает, что в 2005 году российская киноиндустрия на пиратских дисках потеряла 278 миллионов долларов. Можно лишь предполагать, на сколько эта сумма возросла в урожайном на отечественные фильмы 2006-м... Терпит убытки и госказна из-за неуплаченных пиратами налогов.
Почему пиратам все сходит с рук? На этот наивный вопрос вам приведут официальные данные: только в 2006 году было заведено около 6,5 тысячи уголовных дел по фактам нарушения авторских и смежных прав. Но сегодняшнее видеопиратство - это отнюдь не кустарные лаборатории с двумя компьютерами и мальчиками-студентами, клепающими ночами вручную левые диски. Это настоящее производство, с передовыми технологиями и миллиардными оборотами. Часть из них находится на бывших режимных объектах, имеющих серьезную охрану и ограниченный доступ. Давно известно, что владельцы этих подпольных заводов - люди влиятельные, имеющие прямое отношение к властным структурам: депутаты разных уровней, руководители администраций, крупные военные, которых, в свою очередь, крышуют крупные чины в органах внутренних дел. Так что "налоги" с прибыли, минуя государственную казну, идут непосредственно в карманы чиновникам и оборотням в погонах. Правообладателям в этой ситуации остается лишь разводить руками: "Да кто ж его посадит? Он же памятник..."
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Карен ШАХНАЗАРОВ, кинорежиссер, директор "Мосфильма":
- Проблема аудио- и видеопиратства приобрела в России поистине невиданный масштаб. Если во всем мире "паленая" видеопродукция занимает лишь 8-10 процентов рынка, то у нас - все 80, а то и 90 процентов. Это в Москве порой еще продаются лицензионные кассеты и диски, а в российской провинции, в странах СНГ, на русскоязычном рынке дальнего зарубежья - там торгуют только "паленым" товаром. Убытки кинопроизводителей, государства исчисляются, по моим прикидкам, не миллионами, а миллиардами долларов. Сужу об этом по колоссальным недополученным средствам от продажи кассет и дисков с богатейшим кинонаследием "Мосфильма".
Причем зачастую контрафактные кассеты и диски выпускают те же люди, что продвигают на рынок и лицензионную продукцию. То есть часть тиража они печатают на законных основаниях, а все остальное - чисто пиратские дела. И занимаются они этим нелегальным бизнесом вполне открыто и смело, потому что абсолютно уверены в своей безнаказанности. Между тем государство вполне может победить это зло - была бы на то воля. Для этого нужно всего лишь ужесточить ответственность не только за изготовление, но и за сбыт пиратской продукции. Нашли у тебя в лавке нелицензионные диски - отвечай. Но пока на права пиратов никто серьезно не покушается, наша бюрократия имеет с этого бизнеса свои, и немалые, барыши. Если же изготовителям и торговцам будет светить серьезный срок, тогда в этом бизнесе останутся только самые рисковые и отчаянные. На которых со временем тоже можно будет найти управу.
Павел Лунгин, режиссер:
- Теория пиратства состоит из двух частей. Первая часть - это сами пираты, которые крадут деньги у кинематографистов. Торговать пиратскими дисками - все равно, что продавать паленую водку. Моя картина "Остров" очень сильно пострадала из-за этого. Ее краденая экранная копия появилась на лотках за полтора месяца до проката, и практически все, кто хотел увидеть фильм, посмотрели его на пиратских дисках. Из-за этого прокатчики сократили количество копий с 300 до 200, боясь, что картина не будет востребована зрителем в кинотеатрах. А в результате получилось так, что очень многие не смогли посмотреть картину как раз из-за того, что количество копий было небольшим.
Вторая часть - это люди, которые покупают пиратские диски. Как правило, они искренне не понимают, какой колоссальный ущерб наносят производителям. Среди моих знакомых, пожалуй, лишь Акунин принципиально не покупает пиратскую кинопродукцию. Остальные относятся к этому легковесно. Многие мои знакомые очень весело сообщали мне о том, что уже посмотрели кино и даже приносили эти диски с просьбой их подписать, не понимая того, что их покупка сказалась на судьбе картины. И потому я особенно благодарен зрителям, которые пришли в кинотеатр и купили билет.
КСТАТИ
Минувшим летом на саммите "большой восьмерки" проблема контрафакта была одним из основных обсуждаемых главами государств вопросов. Ведь Голливуд в прошлом году потерял на видеопиратстве более 6 миллиардов долларов. Именно вопрос повального нарушения авторских и смежных прав в России стал камнем преткновения в решении вопроса о вступлении России в ВТО. В конце ноября Россией было подписано обязательство, согласно которому она обязана ужесточить меры борьбы с пиратством. Каким образом это будет осуществляться, пока непонятно. Торговые точки страны по-прежнему наводнены фальшивкой. Что в очередной раз подтвердил наш рейд по Новому Арбату...


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.