ПОЧЕМУ ЗНАМЕНИТОСТИ ПЬЮТ ГОРЬКУЮ?

Василий АКСЕНОВ, писатель:
- Первый мой литературный успех в 1960-м, связанный с

Василий АКСЕНОВ, писатель:
- Первый мой литературный успех в 1960-м, связанный с публикацией повести "Коллеги", помню, буквально ошеломил меня. Бесконечные встречи, звонки, выступления, банкеты - моя жизнь понеслась стремительно. Я даже не всегда понимал, где я, кто я, что со мной происходит. Со временем втянулся в этот сладкий круговорот, стал жутким богемщиком и едва не превратился в хронического алкоголика. Но, к счастью, вовремя сумел побороть этот недуг. Ушел с головой в работу. Ежегодно выпускал по одной крупной вещи: "Звездный билет", "Апельсины из Марокко", "Пора, мой друг, пора", а это требует терпения и усердия. Словом, меня спас письменный стол.
Римма МАРКОВА, актриса:
- Мой брат, народный артист СССР Леонид Марков, был человеком много и сильно пьющим. Однако он не уставал повторять: "Если актер может напиться перед выходом на сцену, он уже не артист". И перед спектаклем Леня никогда себе "не позволял". К сожалению, по-другому было на периферийных "встречах со зрителями". На местах превратные представления, как надо "встретить" актера. А выпивающему человеку тяжело сдерживаться, когда столы ломятся... Любимые женщины терпели эти пьянки, как могли, оправдывали Леню, а коллеги-актеры продолжали уважать. За талант ему многое прощалось.
Проблема актерского алкоголизма - особая. В театре пьют не больше, чем на мыловаренном заводе. Но, сыграв, скажем, сложнейшую роль Арбенина в "Маскараде", актер уходит за кулисы с тяжелым грузом на душе: в одной сцене "не дотянул", в другой "пережал". Я сама наблюдала, как Василий Иванович Качалов после спектакля прямо в пальто заходил в буфет ВТО, выпивал 150 граммов коньяка и, успокоенный, шел домой. Всем бы знать меру.
Николай БУРЛЯЕВ, актер, кинорежиссер:
- Первый бокал мне налил - кто бы вы думали? - Володя Высоцкий. Мне было тогда только 14. Мы возвращались со студии после кинопроб в фильм Андрея Тарковского "Иваново детство", зашли в кафе, он купил бутылку шампанского. С этого началась богемная жизнь с бесконечными застольями. Почему я не спился? Каждому Бог дает волю. Тело - храм для души, и храм этот должен оставаться чистым. Отвергай все, что убивает, калечит. Я, например, не курю и давно забыл вкус алкоголя. Верю в силу молитвы. Попробуйте выйти за круг суеты и помолиться. Сразу почувствуете, как приходят силы, как душа очищается. Серафим Саровский сказал: "Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся тоже..."
Виктор СУХОРУКОВ, актер:
- Говорить о своем былом пьянстве - тема для меня пыльная, скучная, неинтересная. Я уже и забыл, что изрядно принимал когда-то на грудь от своей житейской и творческой неустроенности. Вот уже седьмой год, как я не только не пью, но даже не смотрю в сторону накрытых столов, мне это абсолютно неинтересно. Накануне миллениума я дал себе клятву, что больше к поганому зелью не притронусь. И с тех пор держу свое слово. Причем я обошелся без помощи врачей, химических таблеток, просто взял и завязал с этим делом раз и навсегда. И другим советую. Хотя я не ханжа и понимаю, что иногда душа, особенно русская, славянская душа, своего просит. Поэтому без раздражения наблюдаю порой, как другие "расслабляются", но сам я нынче пьянею от жизни, от работы, от любви, от новых ролей и планов, а этот кайф покруче будет, чем от рюмки с водкой.