РОДИОН ЩЕДРИН ПРЕДПОЧЕЛ ГЕРМАНИЮ

Адвокату Эммануэлю Муатье 45 лет. Родом он из небольшого нормандского городка Кутанс на берегу Атлантического океана (департамент Манш). Из семьи моряков. Отец, дед, прадед были капитанами кораблей дальнего плавания. Правда, в его поколении эта традиция прервалась, и лишь один из рода Муатье по-прежнему ходит в море. Остальные стали врачами, программистами, адвокатами. Как многие нынешние жители французской столицы, Эммануэль перебрался сюда в юные годы, чтобы получить высшее образование. Закончил юридический факультет Сорбонны и бросил якорь на берегах Сены.

Оно содержит более восьмисот партитурных листов, написанных от руки самим Щедриным и относящихся к самым известным его произведениям - таким, как балет "Кармен-сюита", опера "Лолита" и др. В архиве также представлена переписка композитора с выдающимися музыкантами нашей эпохи - Мстиславом Ростроповичем, Иегуди Менухиным, Максимом Венгеровым.
Нынешний поступок Щедрина по-своему логичен: с 1990 года композитор с супругой балериной Майей Плисецкой живет по большей части в Германии, где в Мюнхене снимает квартиру. Свой выбор этой страны Родион Константинович объясняет тем, что давно сотрудничает со здешним музыкальным издательством Schott, у него подписан договор с германским авторским обществом Gema, которое, считает он, несравнимо аккуратнее, чем российские агентства, выплачивает авторские проценты. Еще в 1985 году Щедрина приняли в члены Академии искусств ГДР, а с 1993 года он член Академии искусств Берлина.
И все же почему рукописи переданы композитором не на Родину? Корреспондент "Труда" позвонил композитору в Германию и вместо ответа услышал неожиданно резкую отповедь:
- А вы лучше позвоните в Российский государственный архив литературы и искусства, узнайте, какие там условия хранения, в каких тесных и необорудованных помещениях приходится работать сотрудникам! Мы с Майей Михайловной передали в Москву 27 ящиков наших архивных материалов. Это посерьезнее, чем 800 страниц рукописей. Но, к сожалению, российское государство не относится к своему собственному архиву по-государственному. Пусть чиновники из Министерства культуры съездят в тот же Берлин или в Милан, где находится итальянский музыкальный архив, посмотрят, как в цивилизованных странах организовано дело. У нас для Конституционного суда с иголочки ремонтируют огромный дворец, а для бесценных сокровищ - архивов Пушкина, Гоголя, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича - не могут построить нормальный дом. Дошло до того, что из РГАЛИ уже начали пропадать ценности - вспомните хоть скандал, случившийся полтора года назад (тогда загадочным образом исчезли сотни рисунков знаменитого архитектора Якова Чернихова, стоимость которых исчисляется миллионами долларов. - С.Б.). Деятели культуры (и мы с Майей Плисецкой в том числе) не так давно подписали письмо Путину с просьбой помочь РГАЛИ. Но, насколько знаю, дело с мертвой точки пока не сдвинулось...
Как рассказала "Труду" директор хранилища Татьяна Горяева, главной проблемой является нехватка площадей. В настоящее время РГАЛИ располагается в здании школьного типа, построенном полвека назад. Полностью исчерпан резерв хранилищ, рабочие помещения переполнены, читальный зал, посещаемый учеными всего мира, рассчитан всего лишь на 23 посадочных места. Ждут своей очереди на оцифровку около 800 тысяч уникальных документов. "Вместе с тем, - подчеркнула Татьяна Михайловна, - для личных архивов таких крупных деятелей искусства, как Щедрин и Плисецкая, созданы максимально благоприятные исходя из сегодняшних возможностей условия".