Главная Культура 00:04 17 Января 2020 3492
Дмитрий Харатьян: Говорю как на духу: я счастливчик!

Наш кинообозреватель дозвонился до народного артиста России накануне его 60-летнего юбилея

Леонид Павлючик
Фото: © Bridge of Arts Press Office, globallookpress.com

Невероятно, но факт: гардемарину всея Руси Дмитрию Харатьяну 21 января исполняется 60 лет. В этот день в питерском БКЗ «Октябрьский» состоится большой юбилейный концерт актера. А 12 февраля такое же действо пройдет в Кремлевском Дворце съездов. Накануне юбилея народного артиста России наш кинообозреватель дозвонился до Харатьяна, который вместе с семьей напитывался солнечной энергией в одной из жарких стран.

— Дима, мы знакомы с тобой лет 20, поэтому давай, как и в жизни, на «ты». По старым понятиям, ты вот-вот вступишь, извини, в пенсионный возраст. Как относишься к столь серьезной дате, которая внезапно настигла тебя, такого стремительного, поджарого, вечно молодого?

— Ты знаешь, я верю в нумерологию, в магию цифр. У меня, как тебе известно, свои давние взаимоотношения с цифрой 21. Двадцать первого числа я родился, двадцать первого был призван в армию, двадцать первого появилась на свет моя дочь... А теперь прикинь: мне 60 лет, я родился в 1960 году. Если сложить 60 и 60, получается 120. Или 021, если прочитать наоборот. Примерно на столько себя и чувствую (смеется). Поэтому встречаю наступление «пенсионного возраста» без паники.

— Я тут подумал, что у тебя, по сути, два юбилея. Ты ведь начал сниматься с 15-летнего возраста. Получается еще и 45-летие творческой деятельности. Окидывая взглядом пройденный путь, можешь честно ответить: он был для тебя удачным или все могло сложиться гораздо лучше?

— Говорю, как на духу: я счастливчик, у меня все складывалось успешно. Если говорить о ролях, которые я сыграл, то мне роптать на жизнь — только Бога гневить. Действительно, я впервые пришел на «Мосфильм» на кинопробы в фильм «Розыгрыш», когда мне было 15 лет. Сниматься стал в 16. Сыграл к сегодняшнему дню порядка 100 ролей в кино и театре. И я еще не остановился в развитии, как ты понимаешь. 60 лет — отнюдь не окончание моего романа с жизнью, искусством. Это всего лишь предварительные итоги.

— Тем не менее, тебя в последнее время на экране меньше, чем в лучшие твои годы...

— Это не потому, что не зовут. Если поставить вопрос так: тебя не снимают или ты не снимаешься, то отвечу однозначно: я не снимаюсь. В том, что мне предлагают, не позволяют сниматься ни возраст, ни творческие амбиции, ни жизненные принципы.

— Тоска о несбывшемся тебя не преследует?

— Да, были какие-то упущенные возможности. Единственное, о чем я жалею, это роль Пушкина, на которую меня пробовал Марлен Хуциев. В течение года готовился к этой работе, ездил в пушкинские места, прочитал массу литературы о поэте. Меня утвердил худсовет «Мосфильма», но в Госкино пришли в ужас: как, «наше все» будет играть голубоглазый блондин с армянской фамилией? И меня «зарубили». В итоге роль и фильм не состоялись. Но состоялось много чего другого. Кто знает: если бы я сыграл Пушкина, то мог бы разминуться с гардемарином Алексеем Корсаком. Так что никаких сожалений о «несбывшемся» не испытываю.

Кое-что изменил бы в лучшую сторону в своей вне-экранной жизни. Наверное, освободился бы от разных дурных зависимостей, например, от алкоголя, который по молодости портил жизнь мне и окружающим, негативно влиял на карьеру и здоровье. Наверное, иначе повел бы себя в ситуации с моей близкой приятельницей, актрисой Мариной Левтовой, которая погибла в 2000 году, катаясь на снегоходе. Я пытался ее остановить, но мне не хватило силы убеждения. Я бы этот день прожил сегодня заново и настоял бы на своем.

— Гардемарины в твоей судьбе — счастье или проклятье?

— Однозначно: счастье. Если бы сыграл только эту роль, искренне считал бы, что не зря выбрал профессию. Артист всегда хочет играть разное, это в его природе, тем не менее, роль романтика Алексея Корсака для меня судьбоносная. Она до сих пор влияет на мировоззрение людей, на фильмах о гардемаринах выросло уже несколько поколений зрителей. Я и сам иду с гардемаринами по жизни. Сейчас на подходе четвертый фильм из нашей романтической саги. Светлана Дружинина завершает окончательный монтаж фильма, который готовится для телеэкрана.

— Успеет к твоему юбилею?

— Не успеет, да и установки такой не было. К моему юбилею на Первом канале вышел «Зеленый фургон. Совсем другая история». Вот его специально подгадали к этой дате, что обеспечило фильму некий дополнительный информационный фон.

— Ты в курсе, что реакция на фильм, мягко говоря, неоднозначная?

— Я был готов к этому еще пять лет назад, когда читал сценарий. Понимал, что претензии у зрителей будут, в первую очередь, ко мне. Потому что я единственный, кто остался к сегодняшнему дню в живых из старого фильма. Еще была Катя Дурова, но она умерла буквально за пару недель до премьеры фильма. Теперь она останется в памяти людей еще и своей последней и замечательной, как мне кажется, ролью.

Когда мы начали работу над фильмом, у многих возникали вопросы: а зачем снимать новое кино, а надо ли дважды вступать в одну и ту же воду? Но я осознанно в нее вступил, и поплыл, и теперь ни о чем не жалею. Да, мнения читаю разные, в том числе и ругательные. Но с годами многие оценки кардинально меняются. Помнишь, как громили в свое время, к примеру, «Трех мушкетеров» Юнгвальда-Хилькевича? Да и первый «Зеленый фургон» по выходе на экран буквально размазали. Помню негативные отзывы в прессе, в том числе, извини, и в «Труде».

— Это точно писал не я, у меня есть алиби...

— Знаю, что не ты. Но в те времена досталось крепко нам всем, особенно режиссеру Александру Павловскому. Его обвиняли в том, что он создал пасквиль на советскую власть. Мы его тогда поддерживали, как могли. А сегодня пишут: ах, какой прекрасный фильм, какую жемчужину испоганили. Пускай пишут. Главное, что фильм смотрят, что его обсуждают, что есть интерес к этой истории.

— Сам-то ты как к фильму относишься?

— Знаешь, когда я читал сценарий, у меня были худшие ожидания. А когда все сложилось: хорошие актеры, динамичный монтаж, яркая музыка, — получилось, на мой вкус, очень даже неплохо. Не надо сравнивать новый фильм с первым «Зеленым фургоном». Это действительно совсем другая история, выполненная в другом жанре. Кстати, именно я подарил фильму название, рассказываю тебе об этом первому. Он назывался «Стамбульский фургон». Я сказал как-то авторам: первый фильм заканчивался словами: «Но это совсем другая история». Давайте используем эту подсказку для нового названия. Авторы прислушались ко мне, заодно и соломку себе подстелили. Дескать, это совсем другая история, какие претензии?

— Ты играешь в кино в основном положительных персонажей. А в шкуру негодяя, проходимца не хотелось влезть?

— Влезать в их шкуру не особенно хотелось, но приходилось. Если помнишь, был большой сериал «Другая жизнь» в постановке Елены Райской, где я сыграл обаятельного подлеца, писателя Феликса Крымова. Был фильм «Мордашка», в котором я предстал в роли классического альфонса. В «Московской саге» сыграл надзирателя в лагере, насилующего заключенную. Так что если покопаться в моей биографии, то найдется полдюжины разнокалиберных негодяев. Но, видимо, в памяти у зрителей остается главным образом хорошее, позитивное. Да и мне самому люди, обладающие созидательной энергией, как-то ближе.

— Когда мы с тобой время от времени встречаемся на кино-перекрестках, я всегда вижу тебя с гитарой. Ты поющий актер или певец, снимающийся в кино?

— Конечно, поющий актер. У меня классическое актерское образование. Мои роли в кино и театре связаны с профессией драматического актера. А поющий я потому, что пришел в кино с гитарой. Спел песню Владимиру Меньшову и был утвержден на роль молодого музыканта Игоря Грушко в «Розыгрыше». Песня — важная часть моей жизни и профессии. Я мог бы, кстати, выбрать путь эстрадного певца, но сознательно не стал делать на это ставку. Хотя сегодня у меня обширная концертная деятельность. Выступаю со своеобразными моноспектаклями, где пою песни из кинофильмов, читаю стихи, общаюсь с публикой. Меня это общение здорово заряжает.

— Особая страница в твоей биографии — рок-опера «Идут белые снеги» на стихи Евгения Евтушенко...

— С Евгением Александровичем нас связала жизнь в 2008 году. С этой рок-оперой мы объездили тогда всю Россию. Он выбрал меня в друзья, мы делили с ним кочевой быт в одном купе СВ. По этому поводу он мне даже смешные стихи посвятил: «И в какую бы койку, кровать или ржавое брюхо дивана не швырнула бы жизнь, слаще спать под посапывание Харатьяна». А если без шуток, то Евтушенко, равно как и другие шестидесятники — Аксенов, Окуджава, Высоцкий, Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский, Хуциев и другие представители этого поколения — мои кумиры, мои боги. Своим творчеством они надышали нам оттепель. Она была короткой, но оставила огромный след в истории страны, в душах людей. В том числе и в моей душе.

Поэтому столь оскорбительным показался мне сериал «Таинственная страсть», в котором эти самые шестидесятники выведены мелкими, тщеславными людьми, погруженными в омут пошлых страстей. Знаю, что Евгения Александровича буквально убил этот фильм. У него была онкология, он от нее избавился, пошел было на поправку, а тут это кино... Он звонил мне из США, сильно переживал, что о нем и его коллегах молодые зрители будут судить по этому фильму. Он даже стихи написал «Я боялся этого фильма», опубликовал их в газете. Создатели сериала извиниться и не подумали. А через год Евтушенко — последнего из могикан — не стало...

— На концертах ты часто исполняешь песню из «Гардемаринов», где есть такие строки: «Едины парус и душа, судьба и родина едины». Ты поешь это от лица своего героя или от себя?

— От себя, конечно. Для меня это не просто песня в устах персонажа из XVIII века. Это, если угодно, суть моей жизненной позиции. Судьба и родина в моем случае — точно едины.

— За полчаса до нашего разговора прослушал блиц-опрос на одном популярном радио. Там всем задают такой вопрос: «Вам бывает стыдно за свою страну?» Переадресовываю его тебе...

— За страну мне никогда стыдно не бывает. Я себе даже такого вопроса ни разу не задавал. Ибо я горжусь своей великой державой. И отдаю себе отчет в том, когда говорю, что она великая. А если мне бывает стыдно, то не за страну, а за отдельных людей, за отдельных чиновников, коррупционеров, которые своими действиями бросают на страну тень. Это все-таки разные вещи, согласись. Сейчас много говорят, к примеру, о злоупотреблениях в спорте, о допинге, так давайте разбираться с теми, кто в этом виноват, а не мазать весь спорт, а тем более всю страну черной краской.

— Насколько я знаю, ты патриот не только России, но и подмосковного Красногорска, где живешь с 1963 года. Почему не перебираешься в Москву, поближе к киностудиям, концертным площадкам, вокзалам?

— Во-первых, Красногорск — это гораздо ближе, чем тебе кажется. Когда я учился в Щепкинском училище, то на электричке и метро добирался до вуза на полчаса раньше, чем многие москвичи. А во-вторых, и это главное, я люблю эти места. В Красногорске прекрасная экология, чистый воздух. И потом, я чувствую себя обязанным родному городу. Недавно было 50-летие школы, в которой я учился. Исполнил на концерте песню «Когда уйдем со школьного двора», которую пел на выпускном вечере. В Красногорске с моей женой Мариной (актриса Марина Майко. — «Труд») создали «Школу гардемаринов», воспитываем подрастающее поколение. Такой вот естественный круговорот жизни.

— И последний вопрос, не могу его не задать, хотя он тебе наверняка надоел. Ты выглядишь если не на 21 год, то максимум на 41. Поделишься секретами своей прекрасной формы?

— У меня, как тебе известно, красавица-жена — высокая, стройная, спортивная. На 10 лет меня младше. А выглядит моложе меня на все 30. Приходится, короче, ей соответствовать. И потом, тело актера — такой же рабочий инструмент, как и нервы, эмоции. С 1997 года я стал серьезно относиться к здоровью, потому что к тому времени начал буквально разваливаться на части. С тех пор ежедневно делаю получасовую зарядку по системе композитора Александра Сергеевича Зацепина, которая включает в себя силовые упражнения, йогу. Плюс теннис, плавание, фитнес-зал. Плюс съемки, концерты, которые держат в тонусе и тело, и душу.

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5842
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4620
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4531
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4163
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?