Иначе сгорим, как коалы

Пожары в Австралии: урок для всего мира - и для Сибири тоже

Глава правительства Австралии Скотт Моррисон публично признал, что не все его решения по борьбе с лесными пожарами были правильными, и некоторые вещи можно было бы сделать гораздо лучше. “Премьер-министры тоже сделаны из плоти и крови”, - оправдался он и предложил устроить публичную дискуссию с тем, чтобы не только определить, что было сделано неправильно, но и выработать наилучшую стратегию на будущее.

Австралийцам действительно есть что обсудить. Сезон пожаров на континенте случается каждый год, но на этот раз стихия вышла из-под контроля. Из-за затяжной засухи лесные пожары начались на два месяца раньше обычного и распространились на колоссальной территории. Когда дым и пепел поднялись в небо, это спровоцировало возникновение грозовых облаков, и молнии начали вызывать новые и новые пожары. 

На сегодняшний день в стране погибли 28 человек.  А площадь пожаров превысила 10 млн гектаров - это, чтобы было понятно, больше, чем вся Саратовская область. По оценкам учёных, всего в стране погибло около миллиарда животных - это не считая земноводных. Заживо сгорели треть всех коал, а некоторые виды - например, черные какаду - полностью уничтожены. Мировые СМИ облетели душераздирающие фото кенгуру, отчаянно пытающихся спастись от огненного шквала, а судьба 10 тысяч одичавших верблюдов, которые люди вынуждены были уничтожить, потрясла пользователей соцсетей.

Все эти трагические обстоятельства только добавляют австралийцам желания найти и примерно наказать ответственных. И первые кандидаты в виновники уже почувствовали на своей шкуре огонь общественного осуждения. Речь идёт, как это ни парадоксально, о защитниках живой природы в целом и обитателей австралийских лесов в частности.

Одна из старейших газет страны, The Sydney Morning Herald, опубликовала результаты собственного расследования и напрямую связала масштабы пожаров сезона 2019-2020 с отказом от практики профилактического выжигания буша.

Австралийские аборигены, отмечает издание, тысячелетиями практиковали управляемые палы - когда огонь распространяется медленно, не достигая запредельных температур и давая животным возможность укрыться. После колонизации зеленого континента эта практика была продолжена и использовалась противопожарными службами до последнего времени. Однако в последние годы против управляемых пожаров выступили правительство, профессиональные огнеборцы, администрации национальных парков и всевозможные экологи. 

Как утверждается, те службы, которые продолжали выжигать буш, столкнулись со шквалом судебных исков со стороны тех, кто посчитал этот метод борьбы с пожарами варварским и жестоким по отношению к диким животным. Энтузиасты из объединения Koori Country Firesticks пытались спорить с общественным мнением, однако вынуждены были уступить и продолжали заниматься профилактическими палами только на отдельных территориях, например, по просьбам фермеров. 

Теперь сторонники управляемых пожаров призывают скептиков повнимательнее присмотреться к тем районам Нового Южного Уэльса, где были выжжены противопожарные просеки и проводились встречные палы. “У вас есть зеленое пятно посередине почерневшей страны, и это полностью связано с управляемыми пожарами, которые мы проводили. Пора признать, что это работает, и дать нам поддержку со стороны правительства”, - настаивает создатель объединения Деннис Барбер.

Профессиональные борцы с пожарами и учёные не торопятся признавать правоту аборигенов и призывают прежде всего помнить о том, что мир - и климат в нем - изменились. А потому старые методы в нём уже не работают.

“Как человек, который 20 лет тушит пожары в разных природных зонах, я глубоко убеждён, что именно регулярные масштабные пожары во многом и создали те условия, в которых сейчас развиваются австралийские пожары”, - отметил в комментарии “Труду” руководитель противопожарного отдела Greenpeace России Григорий Куксин.

По словам эксперта, регулярные выжигания приводят к изменению растительности и формированию ландшафта с большим количеством травы и кустов и меньшим количеством деревьев. Если это происходит на больших площадях, возникают пожароопасные условия, требующие всё больших и больших выжиганий. В итоге получается замкнутый круг - когда остановиться с выжиганиями не получается, а проводить их становится всё опаснее из-за изменившихся климатических условий.

В этом году, отмечает Куксин, в Австралии изменение климата проявилось как никогда прежде - это и температурные рекорды, и небывалая засуха. К этому добавилась невозможность проводить противопожарные выжигания по погодным условиям, и все наложилось на ландшафт, сформированный многолетними выжиганиями. 

В Greanpeace полагают, что австралийские пожарные вынуждены будут признать стратегическую опасность противопожарных выжиганий, как это сделали их коллеги в других странах. 

“Мы не сможем полностью отказаться от тактики выжигания, понятно, что есть условия, при которых мы не сможем по-другому обеспечить защиту населенных пунктов или ценных участков леса, и узкие выжигания вдоль дорог или жилья придется оставить, с этим никто из профессионалов не спорит. Но массовое регулирование количества топлива - это, кажется, тупиковый путь. И для Австралии отказ от профилактического выжигания - это, на мой взгляд, единственный способ выйти из сложившегося порочного круга”, - настаивает Григорий Куксин.

В России начиная с 2015 года принят полный запрет противопожарных выжиганий на землях сельскохозяйственного назначения, за поджоги введена ответственность. И специалисты отмечают, что это уже положительно сказалось на количестве пожаров, особенно в весенние месяцы. Выжигания разрешены на землях лесного фонда, но до конца 2019 года не было действующих правил, а потому лесники выжигали либо ориентируясь на устаревшие нормы, либо вообще без каких -либо правил. Понятно, что в результате противопожарные палы зачастую выходили из-под контроля. Например, такие доказанные факты были в Амурской области и Забайкалье.

Тут надо отметить, что на юге этих двух регионов регулярные выжигания сформировали предельно опасные ландшафты - вместо леса, где температура воздуха ниже, а влажность выше, появились пустоши с редкими деревьями, огромным количеством мертвой древесины на земле, густо поросшие травой. Пожары на таких пространствах развиваются гораздо быстрее и опаснее, чем в лесах.

Недавно наконец были приняты официальные методические указания по выжиганиям в лесу, в Greanpeace называют их “абсолютно разумными” и полагают, что если нормативы будут выполнять, это не замедлит сказаться на пожарной обстановке.

Надеяться на это позволяет пример всё той же Амурской области - еще несколько лет назад она была рекордсменом по площадям пожаров, это лидерство сохранялось на протяжении десятилетий. В 2019 году местные власти решили полностью отказаться от выжиганий, и в результате был поставлен новый рекорд - площадь и количество пожаров в регионе оказались самыми маленькими за всю историю наблюдений.

Однако, как показывает австралийская история, одной смены противопожарной стратегии для предотвращения таких бедственных пожаров будет недостаточно. Дело в том, что только 10% лесных пожаров возникают из-за молний или других воздействий природных сил. Остальные 90% - это всегда дело рук человека. Для России это соотношение точно такое же. А значит, пришла пора осознать: если мы перестанем жечь, то перестанем и гореть.