МАФИЯ БОИТСЯ ЧЕСТНОГО БИЗНЕСА

Иностранные компании могут добиться успеха в России лишь в том случае, если они приходят сюда всерьез и надолго, - считают руководители одной из крупнейших мировых консалтинговых фирм Arthur Andersen.

Западные компании, желающие оставаться на российском рынке, вынуждены пересматривать свою стратегию. Об этом заявил управляющий партнер компании Arthur Andersen Ханс Йукум Хорн на пресс-конференции, организованной Национальным институтом прессы совместно с агентством "РосБизнесКонсалтинг". По мнению г-на Хорна, условия работы иностранных компаний в России резко изменились после кризиса в августе 1998 года. Если раньше им было все равно, производить ли товары в Европе или здесь, то сейчас выжить могут только те компании, которые размещают производство в России.
Кроме того, заметил специалист по консалтингу, после августа 1998 года российский рынок стал гораздо меньше. "Например, как и до кризиса, сейчас в России работают 53 западные фармацевтические компании, однако рынок реально существует только для десяти, остальные просто не знают, что делать дальше". В целом же сегодня в России открыто порядка 20 тысяч филиалов западных компаний, из них 13 тысяч - в Москве, однако лишь 3-4% этих филиалов реально работают. "Я думаю, иностранные компании сделали большую ошибку, когда в начале 90-х годов начали работать в России, рассчитывая на ее крупный рынок и не учитывая, что это трудная для работы страна в том случае, если у компании нет долгосрочной стратегии", - сказал Ханс Йукум Хорн.
Какие же основные трудности испытывают сегодня в России иностранные инвесторы? В первую очередь - отсутствие стабильности. "Даже высокое налогообложение - это не проблема. Если налоги 50% - ничего страшного, однако нам нужно знать, что они не будут меняться еще 20 лет", - подчеркнул г-н Хорн. Он отметил, что для иностранных фирм, действующих в России, особенно важен вопрос стабильности валютного курса. "Нам не важен уровень, важна стабильность - для того, чтобы строить долгосрочный бизнес", - добавил он.
Отдельной проблемой для филиалов иностранных компаний в России он назвал отсутствие понимания их проблем в головных офисах. "Если совет директоров не готов серьезно помогать своему российскому филиалу в случае возникновения проблем, работать здесь практически невозможно", - отметил Ханс Йукум Хорн.
По словам представителя Arthur Andersen, деятельности иностранцев в России мешает даже не коррупция, а преувеличение этой проблемы на Западе. По мнению г-на Хорна, "крупным компаниям, которые чисто работают в России, мафия не мешает". Более того, он считает, что "большинство скандалов по этому поводу связано с теми, кто сам нечист на руку, однако Запад не верит этому и преувеличивает значение данной проблемы".
Но самое главное для российской экономики, по мнению специалистов Arthur Andersen, - это развитие в России собственного, национального бизнеса, особенно среднего и малого. Согласно данным анализа, проведенного компанией в РФ и странах Европы, в России очень мало средних и мелких предприятий, подобных тем, на которых базируется нынешний рост европейской экономики. Основными причинами такого положения является чрезвычайная бюрократизированность процедуры открытия гражданином "своего дела", а также то, что банковская система России не позволяет новым компаниям получать долгосрочные кредиты на приемлемых условиях.
Продолжая эту тему, другой участник пресс-конференции - региональный управляющий партнер Arthur Andersen по Европе, Ближнему Востоку, Индии и Африке Завье де Сарро заявил, что, по его мнению, у России сегодня есть, в частности, хорошие шансы улучшить свое положение, развивая электронный бизнес. По словам г-на З. де Сарро, развитие сети Интернет серьезно упрощает доступ к информации и позволяет новым компаниям успешно соперничать с зарекомендовавшими себя на мировом рынке. Для развивающихся стран это означает, что, не осуществляя больших затрат на развитие инфраструктуры и крупных капиталовложений в промышленность, можно в короткие сроки достичь успеха на мировой арене, поскольку основа для бизнеса в современном мире - не капитальные активы, а интеллектуальные способности. Для России, у которой интеллектуальный потенциал чрезвычайно большой, это может стать серьезным толчком для дальнейшего развития.