ИЗГОИ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

С начала 90-х годов Чечню покинуло свыше 300 тысяч русских. В 1992 году только в Грозном, по официальным данным МВД республики, было убито 250 человек русской национальности, 300 - пропало без вести: (Из доклада председателя правления Русской общины Чеченской республики Олега Маковеева)

"ЗДЕСЬ КАК В АДУ"
Передо мной - копия письма жителей Грозного, которых принято называть "русскоязычными". Послание это, адресованное еще бывшему российскому премьеру Евгению Примакову с наивной пометкой "лично в руки", можно с полным правом считать криком отчаяния.
"Мы, жители Грозного, не имевшие возможности бежать в 1994-1996 гг., чудом уцелели в подвалах. Потеряли жилье и имущество. Каждый день над нами висит угроза жизни каждому из нас. В Грозном нас, русских женщин, стариков и детей, осталось не больше 5 тысяч. Обращаемся к вам как к патриоту и интеллектуалу: спасите нас, примите в России. Молимся за вас и верим вам. В Грозном и вообще в Чечне сегодня для русских - как в аду".
Дошел ли этот зов отчаяния до адресата, не знаю. Скорее всего, нет. Не знает этого председатель правления Русской общины в Чечне Олег
Маковеев, приехавший к нам, в редакцию "Труда", с целой кипой документов.
Вот только крохотная часть предоставленного им перечня издевательств и мук, пережитых русским населением Чечни за годы дудаевско-масхадовского режима.
- Нестеровы, Вера и Михаил, расстреляны в октябре 1996 года в своем доме в Грозном, в районе железнодорожного вокзала.
- Михаил Сидор - пенсионер, казак Грозненского округа Терского казачьего войска, расстрелян с семьей (жена и двое сыновей) в своем доме в Грозном 6 августа 1996 года.
- Александр Хапряников зарезан в сентябре 1996 года. Проживал в Грозном по улице Рабочей, 67.
- Александр Гладилин, казак, житель станицы Мекенская Наурского района, работал главой местной администрации. В апреле 1997 года был схвачен боевиками Национальной службы безопасности ЧРИ, брошен в застенок, где подвергался пыткам и издевательствам. Освобожден лично Масхадовым за 10 тонн муки.
Из письма жителей станицы Асиновской : "В станице до 1995 года нас, русских, проживало 8400 человек, сейчас осталось 250. С августа 96-го убито 26 семей русских, захвачено 52 наших домовладения".
Т.В. (фамилию назвать отказалась) из Гудермеса пишет: "Мы приехали с кладбища и сидели дома вместе с друзьями супругами Сапроновыми. Когда Таня и Володя пошли домой, их чеченцы из белых "Жигулей" в упор расстреляли из автомата. У них был хороший дом, и, видимо, комуто из "титульной нации" понравился:
С работы меня уволили. Заставляют закрывать платком лицо по-шариатски, чтобы не было видно волос. Но ведь я - не мусульманка, а православная: Русских с руководящих должностей снимают, ставят чеченцев, даже самых безграмотных. Один знакомый чеченец всю жизнь работал чабаном, пас овец, а потом повоевал на стороне Масхадова и стал начальником депо".
ПРАВОСЛАВНЫХ - В РАБСТВО
Бандитский, чисто криминальный геноцид русскоязычного населения в шариатской Ичкерии сопровождался жестоким гонением людей по религиозному признаку. Фактически православие масхадовскими властями на территории Чечни было объявлено вне закона.
Из письма настоятеля прихода православного храма Святого Архистратига Божьего Михаила отца Захария (г. Грозный) Его Святейшеству Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси:
"Невозможно человеческими словами описать ту страшную жизнь, которой мы здесь живем. Это жизнь в аду, среди наглого зла и полного беззакония: Чеченцы не хотят мирно трудиться с людьми других национальностей, предпочитают жить разбоем, воровством, похищением людей. Многие из них вооружены, растаскивают и грабят все, что возможно, в быту и на производстве. Работорговля в Чечне стала нормальным явлением, на всем делают бизнес. А нам, православным, уготована участь рабов".
Как в воду глядел отец Захарий (Ямпольский). В октябре 1995 года зверски избит второй священник грозненского храма отец Александр (Смывин), в январе 1996 года похищены в Грозном отец Анатолий (Чистоусов) и отец Сергий (Жигулин). В январе 1997 года угнаны в рабство иеромонах отец Евфимий (Беломестный) и послушник Алексий (Равилов). Весной 1999 года похищены в станице Асиновской русские священники отец Петр (Макаров), отец Петр (Сухоносов) и еще один иеромонах. А 19 июля 1999 года прямо из храма в Грозном уведен в рабство и сам отец Захарий, а вместе с ним церковный староста Яков Рощин и прихожанин Павел Кадышев.
До 1994 года в Чеченской республике было десять приходов православного вероисповедания. При "победившем" Масхадове остался один - храм святого Архангела Михаила в Грозном. Как выживали прихожане последнего православного храма, рассказывается в другом письме отца Захария, написанном в мае прошлого года: "Для нас: время приобрело особое отношение к жизни. Если вы прожили сутки и вас не ограбили, не унизили, не надругались, не взяли в рабство и тем более не убили, то это чудо и счастье: Все, что нажил приход за свое столетнее существование, - все разграблено, разрушено и сожжено:"
ВЕРНУТСЯ ЛИ СЮДА РУССКИЕ?
Аксиома: преступник не имеет национальности. Как не имеет ее, по большому счету, и антинародный режим, обслуживающий интересы кучки негодяев, захвативших власть. От бандитского произвола в шариатской Ичкерии пострадали и сами чеченцы.
По данным Миннаца, с 1996 по 1999 год более 5 тысяч чеченцев были похищены с целью получения выкупа. Около 500 тысяч чеченцев, не разделяющих взгляды сепаратистов, вынуждены были покинуть родину и, спасаясь от мести "победителей", обосновались в различных регионах России.
Но у чеченцев, что ни говори, есть надежная защита - исторические тейповые связи, горский закон кровной мести, с которым не могут не считаться самые оголтелые террористы. Русское и русскоязычное же население Чечни не только ничем не было защищено от произвола ичкерийских властей, для них и сама великая Россия обернулась чуть ли не мачехой.
Жительница Гудермеса Т.П. жалуется: "Тут не только русских убивают. Чеченцев - тоже. Все страдают. Бандитам все равно кого убивать, лишь бы было что взять, награбить. Но чеченцы хоть могут уйти в горы, к родственникам, а нам, русским, куда деться? В России нас никто не ждет, напротив, нам там не рады. Называют или чеченскими подстилками, или еще как хуже. Нежелательны мы никаким властям, вот что обидно: После войны я с детьми побывала в Новгороде, в Буденновске, в Георгиевске Ставропольского края. Но из-за плохого отношения к нам там вернулась в Грозный. Нас, выходцев из Чечни, в России тоже не любят. Есть озлобленные люди, у которых кто-то погиб на войне, но в чем же мы виноваты? В том, что родились на чеченской земле и она нам - родная?"
У руководства Русской общины в Чечне и терского казачества есть конкретные предложения по стабилизации обстановки.
Одно из предложений - создать русскую автономию в исконно казачьих Наурском и Шелковском районах или вернуть эти регионы в состав Ставропольского края, откуда они были "изъяты" Никитой Хрущевым. Но, видимо, такое решение проблемы нереально, поскольку в России сегодня для него нет законодательной базы. Единственно правильный выход сейчас, по мнению специалистов, - возврат русского населения в Чечню, широкое его участие в формировании органов местного самоуправления. Представители русскоязычного населения и казачества должны быть и в составе нового, формирующегося правительства Чеченской республики.