СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ: Я НЕ ЗНАЛА, ЧТО МОГУ ЕЩЕ ТАК ЛЮБИТЬ

С актрисой Светланой Светличной мы частенько встречаемся не только в Москве, но и в Крыму, Краснодаре, Карачаево-Черкесии, Сочи, куда нас время от времени заводят общие кинематографические, фестивальные тропы. И везде, как я замечал, у Светличной складываются какие-то особые, если угодно, личностные взаимоотношения с природой, местным ландшафтом. Окунается ли она в ледяную воду горных рек, заплывает ли далеко в штормящее море, идет ли неторопливой походкой песчаным берегом анапского пляжа - всегда видно, что актриса не просто купается или гуляет, а словно настраивается на одну волну с природой, вслушивается в посылаемые ею сигналы.

- Это действительно так, - подтвердила Светлана Афанасьевна. - Я стараюсь быть в дружеских, доверительных отношениях с морем, солнцем, песком, небом, деревьями, звездами... Я разговариваю с ними, прошу у них добра, милости, и они посылают мне покой, внутреннюю гармонию. А когда я злюсь понапрасну или суечусь, то перестаю улавливать эти знаки природы. И тогда понимаю, что живу неправильно.
- У вас есть любимые места на земле или вам везде одинаково хорошо?
- Любимое место для меня всегда там, где я живу. Хотя... Вы ведь бывали в моей прекрасной квартире на Ленинском проспекте. Место там и впрямь хорошее, рядом Нескучный сад, до центра рукой подать. Я прожила там счастливо много лет вместе со своей семьей, любимым мужем. И все же, когда возвращалась из долгих кинематографических странствий домой, я возвращалась просто в Москву. В город, где постоянно живу. Не более того. Последние полтора года у меня квартира в другом месте - в районе Битцевского парка, и только теперь я запоздало поняла, что должна была всегда жить в этом уголке Москвы. Когда я теперь возвращаюсь домой, не только сама испытываю особое душевное волнение, но и стены моей квартиры, похоже, радуются, и даже воздух за окном становится иным. Я чувствую: это мое место на земле. Именно здесь я могу как бы напрямую общаться с небесами, космосом, могу быть "адекватной" себе самой.
- Как бы вы хотели жить, чтобы испытывать ту внутреннюю гармонию, которая для нас, увы, чаще всего недостижима?
- Вы знаете, а я довольна тем, как сегодня живу, как отношусь к людям, как реагирую на неприятности, беды. Мне, поверьте, искренне нравится человек по имени Светлана Светличная. Я пережила нелегкие времена - потерю любимого мужа (актера Владимира Ивашова. - Л.П.), долгие годы актерской невостребованности. Мне одно время казалось, что я должна быть на людях, что-то кому-то доказывать. А сегодня я успокоилась, живу своим внутренним миром. И когда утром выхожу в парк, убираю мусор на тропинках или иду за водой к роднику - это и есть для меня счастливые моменты абсолютной внутренней гармонии, интимного общения с природой, с высшими силами.
Сегодня я не жалуюсь, не ропщу, мне немного надо от жизни. Когда еще был жив Володя, у нас, помню, был страх - как бы не остаться нищими. Нас тогда не снимали в кино, и Володя пошел работать на стройку. Я хотела податься в дворники, подметать Нескучный сад. Сегодня этот страх меня покинул: мне достаточно того, что у меня есть. Несколько яиц, ломоть черного хлеба, а если еще и пару ложек меда - это уже почти пир. Я про себя сегодня знаю точно: я непобедима, я все равно выживу, выстою. И мне есть ради кого жить. Я нужна своим детям, которых вырастила хорошими, работящими людьми, друзьям, которых не растеряла на трудных жизненных дорогах, зрителям, которые меня по-прежнему любят. И это дарит мне больше радости, чем какому-нибудь новому русскому - все его безумные миллионы.
- Откуда у вас этот заряд оптимизма?
- Сказал же Достоевский: через страдания - к радости. Ему принадлежит еще одна мысль: любовь спасет мир. Не красота, как принято думать, а любовь. Ибо красота возникает в духовном представлении человека только тогда, когда он любит. Любит природу, детей, страну, женщину или мужчину. Я этим высоким чувством не обделена.
- Что ж, поговорим о любви. Более 30 лет вы прожили с прекрасным актером, галантным мужчиной Владимиром Ивашовым, тяжело пережили его смерть. Об этом в свое время вы рассказали в беседе со мной на страницах "Труда". Но вот совсем недавно я был невольным свидетелем (вы ничего ни от кого не скрывали) вашего бурного, красивого и, увы, быстро закончившегося романа с сорокалетним поэтом, бардом Сергеем Сокольским...
- Да, я была безумно влюблена. Даже представить не могла, что еще способна на чувство такой нежности, такой силы. Сергей - человек обаятельный, талантливый, он, что называется, буквально вскружил мне голову. Он посвящал мне замечательные стихи, слагал для меня песни. Это было похоже на прекрасный сон наяву. Но скоро я поняла, что мы с Сережей разные люди. Для того чтобы это осознать, понадобилось меньше месяца. Точнее, 25 дней. Именно столько длился наш официальный брак.
- Кто был инициатором разрыва?
- Я. Однажды я просто сказала: Сережа, извини, мы должны расстаться. Бери гитару свою любимую (он с ней не разлучался ни на минуту) - и не поминай лихом. А вещи твои я соберу, ты их позже захватишь.
- Не стану скрывать, что ваш роман сопровождали людские пересуды. Некоторым показалось, что сравнительно молодой человек с помощью известной актрисы, которая старше его почти на 20 лет, просто решил сделать себе паблисити, "раскрутиться" таким нехитрым способом...
- Сначала насчет разницы в возрасте... Знаете, я не чувствовала себя рядом с ним намного старше. По внутреннему самоощущению мы были практически ровесниками. Сергей из породы людей, про которых говорят "молодой старик". Он болезненный, не очень крепок физически. Но в циничной расчетливости я его упрекнуть не могу. Думаю, и он был влюблен. Но вот в кого: в меня или в актрису Светлану Светличную?
- Дети, родственники не упрекали в том, что вы изменили памяти Ивашова?
- Скажу честно: мне хотелось, чтобы мой избранник был похож на Володю. И внешне, и внутренне. И мне поначалу показалось, что они похожи. Кроме того, я сделала все по русскому православному обряду: повезла Сергея к моей маме, чтобы она нас благословила на совместную жизнь. Мама только сказала, что Сергей - это сразу видно-человек хороший, и она за нас рада. Я посоветовалась также с младшим сыном Олегом, с которым тогда жила. Олег был рад, он заметил, что давно не видел меня такой счастливой. Более нейтрально отнесся к происходящему старший сын, но и он не мешал этому браку. Так что я все сделала по правилам, по-людски - но не сложилось. Так бывает в жизни. И все равно я сегодня ни о чем не жалею. Мне нужно было через это пройти. Видимо, Бог послал мне такое испытание, чтобы отныне я могла жить одна. Как я могу и хочу.
- До сих пор вы говорили "космос", "природа", сейчас сказали: "Бог". Вы человек верующий в общепринятом смысле слова?
- Творец всего сущего на земле один. И все, что нас окружает, в том числе и живая природа, - это и есть Бог. Я с состраданием и любовью отношусь ко всякой Божьей твари, будь то жук, бездомная собака, блохастая кошка... Если им нужна помощь, я всегда подойду, постараюсь что-то сделать. И они это чувствуют и тянутся ко мне. Я поняла: дерево тоже чувствует направленное на него добро. Что же говорить про человека...
Когда на меня навалилась беда, когда заболел Володя, я часто бывала в церкви, простаивала все службы. И это мне помогало жить. В быту, в повседневности, дорогу в церковь нахожу не всегда. Но глубоко верующий человек, актриса и режиссер Лена Цыплакова, мне объяснила, что если у тебя есть вера, то Бог всегда с тобой, и тогда вопрос, ходишь ты в церковь или нет, - уже не самое главное. Главное другое. То, что я - Его дитя, и Он обо мне заботится, не оставляет своими милостями.
- Вера предполагает массу самоограничений, в которые богемный образ актерской жизни никак не укладывается...
- Да, я знаю, что актеров в старину хоронили за кладбищенской оградой. Так что мысли о греховности нашей профессии меня, разумеется, посещают. Порой я думаю, что, может, из меня получилась бы отличная портниха или, скажем, врач, и тогда я была бы ближе к Богу. Но мы живем в реальном мире, и я в нем стала актрисой. Сегодня я хорошо понимаю, что есть "злачные" передачи, фильмы, книги, которые человека разрушают, и есть произведения искусства, которые человека поддерживают, помогают ему жить. Мне кажется, программа Леонида Филатова "Чтобы помнили", посвященная Володе, содержала мощный импульс добра и любви. То же самое говорили и о передаче Юли Меньшовой "Я сама", в которой я участвовала, делилась пережитым. Мне кажется, по степени исповедальности, душевной открытости эта телевизионная программа сродни большой роли в кино.
- Вы ведь давно не снимались...
- Да, последний раз это случилось уже более пяти лет назад. Я сыграла небольшую роль нищенки в дипломной работе "Дом на камне". Но не думаю, что это моя лебединая песня. Я жду роль и почему-то верю, что обязательно ее дождусь. Может, режиссер, у которого я снимусь, меня еще не знает. И я о нем не имею ни малейшего представления. Но мы обязательно встретимся. Другое дело, что на роль типа той, что сыграла в фильме "Бриллиантовая рука", я сегодня не соглашусь. Если уж возвращаться в кино, то с чем-нибудь серьезным, стоящим, глубоким. Впрочем, если это не случится - тоже не беда. Мне достаточно того, что я в это верю.
- Вы не только верите, вы держите себя в прекрасной творческой форме.
- Ну да, нельзя позволить себе распускаться. Я не понимаю, как это можно часами лежать на пляже, днями валяться на диване. Вот уже лет пятнадцать я регулярно бегаю. Причем в любую погоду. Дождь, снег - не имеет значения. Когда дело поворачивает к весне - бегаю в шортах и обязательно босиком. Зимой, впрочем, тоже особо не кутаюсь и в зависимости от крепости мороза обязательно разуваюсь хоть на пять минут. Пробежишь босиком по ядреному снежку - подошвы потом пылают целые сутки.
- Бегать босиком - это вам тоже природа подсказала?
- Это мне Порфирий Иванов, знаменитый целитель, посоветовал. Я о нем много слышала, читала, хотела встретиться, но не получилось. Потом он мне как-то приснился и сказал буквально следующее: "Дочка, разуйся и бегай босиком. Тогда не будешь болеть". Я проснулась, разулась и побежала. И с тех пор не простужаюсь, не гриппую.
- А какие-то ограничения в еде у вас есть?
- В принципе я ем очень мало. Мысль о бутерброде в восемь-девять утра мне глубоко противна. В лучшем случае в полдень брошу что-нибудь в клюв - и так до самого вечера. Но и вечером не стану есть все подряд, как бы это ни было вкусно. Стараюсь не смешивать белки и крахмалы. Если ем кашу или картошку - то, разумеется, без мяса. Если лакомлюсь рыбой, то уже не притрагиваюсь к колбасе. Люблю овощи, фрукты. Они дают энергию и позволяют сохранять фигуру такой, какой она у меня была тридцать лет назад.
- Вы чувствуете, что еще нравитесь мужчинам?
- Еще как чувствую. В том числе нравлюсь и совсем молодым ребятам, годящимся мне в сыновья. Но я отношусь к этому снисходительно. Не хотела бы ошибиться еще раз. Я живу одна и сделала для себя вывод: если некому обнять - это не так уж и страшно. Так что мне пока никто не нужен. Но зарекаться не стану...