ЕГО ЗОЛОТАЯ РЫБКА ПЛЕЩЕТСЯ В ВОЛГЕ

В одном из районов Волгограда - Краснооктябрьском - есть Дворец культуры им. Гагарина. Когда-то он был гордостью рабочего района, впрочем, здесь и сейчас жизнь бьет ключом. Но вид у дворца такой, будто его не ремонтировали по крайней мере полвека. Если войти в главный вестибюль и через обшарпанный боковой коридор пройти налево мимо наглядной агитации советского периода, затем спуститься в подвал и еще чуть пройти, то окажешься в маленьком зале тяжелой атлетики. Даже для рядового подросткового клуба он неподходящий. Но здесь уже 20 лет тренируется чемпион Европы, мира и Олимпийских игр Алексей Петров.

Впервые он пришел сюда в шесть лет, чтобы мальчишка не оставался без присмотра, отец брал его с собой на работу. А работал Александр Матвеевич тренером по тяжелой атлетике в этом самом ДК. Так что можно без особого преувеличения сказать, что Петров вырос здесь. В этот зал он возвращался после своих триумфальных побед.
Первая была в Варне, в 1992-м. На чемпионат мира среди юниоров он приехал зеленым дебютантом, а уехал чемпионом. Через год выиграл следующий чемпионат. Затем настало время побеждать на взрослых турнирах. Он выигрывает европейское первенство, выигрывает мировое.
1995-й год запомнится ему на всю жизнь. В Пекине на чемпионате мира никто не сомневался, что Петров победит и на этот раз. Так и случилось. И вдруг... Его уличили в применении допинга и лишили золотой медали.
Вся эта история была настолько абсурдна, что Международная федерация тяжелой атлетики вскоре дисквалификацию сняла. А Петров в Атланте доказал, что равных ему по-прежнему нет.
После побед он получил двухкомнатную квартиру неподалеку от Дворца в непристижном районе, автомобиль "вольво", за который доплатил 10 тысяч долларов и 12 миллионов рублей старыми в качестве налога, истратив практически все наградные. Весь его заработок тогда исчислялся полумиллионом опять же старых рублей от Олимпийского комитета. На эти деньги здорового мужика не прокормить. Отец, воспитавший чемпиона, кстати, вообще ничего, кроме обещаний, не получил.
Петров, уже увидевший, как живут чемпионы, решил попробовать себя за рубежом. Шесть месяцев он выступал за один немецкий клуб. Платили по их меркам не так чтобы, но по нашим - хорошие деньги. Однако выступления на износ - это уже не спорт. Он вернулся. "Моя золотая рыбка, - сказал он, - плещется в Волге".
После двухлетних попыток изменить свою судьбу вновь на большой помост он вышел в ноябре 1999-го на чемпионате мира в Афинах. И стал пятым.
С этого злополучного чемпионата мы и начали разговор.
- Что же случилось в Афинах?
- То, что иногда случается со всеми тяжелоатлетами. За неделю до старта на тренировке потянул локоть. Приехал в Грецию - и приболел. Но мы все равно решили выступать. Там шел отбор на Олимпиаду. К тому же начислялись очки команде, от чего зависело, в полном или нет составе мы приедем в Сидней. Только бы не опуститься ниже шестого места. Я не особенно рисковал, и мое пятое устроило всех.
- А сейчас Петров готов к победам?
- Думаю, да. Мы с отцом разработали график подготовки к Олимпиаде и строго его выполняем. Возможно, попробую себя теперь на чемпионате Европы.
- Ты в этом не уверен?
- Почти уверен.
- Как-то ты без особого энтузиазма о чемпионате Европы говоришь.
- Честно сказать, для меня это пройденный этап.
- А материальная заинтересованность?
- Ее-то как раз нет. Кроме кубка и медалей, ничего.
- Так-таки и ничего?
- Не веришь? Но это так. Сейчас даже в России на внутренних соревнованиях призы приличные стали давать. Вот я недавно на турнире клуба "Кунцево", за который сейчас выступаю, получил в качестве приза микроволновку. Хорошая и нужная вещь.
- Что я слышу? Олимпийский чемпион с восторгом говорит о банальной печке. Думаю, если б, скажем, Кафельникову заикнулись о таких призовых, он бы и отвечать не потрудился.
- Так то теннис. Наш спорт - совсем другое. Даже за мировые рекорды сейчас не платят. Только-только начинается практика коммерческих турниров. Московский спорткомитет предложил мне перебраться в столицу. Обещали жилье, условия для тренировок.
- В Волгограде ты теперь редкий гость?
- Нет, все же процентов 80 времени тренируюсь дома. Видимо, привычка. Остальное в Москве.
- А жена?
- Она почти всегда со мной. Даже на соревнования по России ездит.
- Она кто по профессии?
- Врач, но сейчас не работает, помогает мне готовиться к Олимпиаде.
- Каким образом?
- Во-первых, я терпеть не могу столовскую пищу. Она готовит. Во-вторых, так, как она, меня никто не поддерживает. Так что без Марины мне к Олимпиаде как следует ни за что не подготовиться.
- Я знаю, ты после каждого серьезного старта месяц не подходишь к штанге.
- Иначе может пропасть интерес, да и надорваться можно.
- Чем же занимаетесь в эти свободные месяцы?
- На дальние страны опять же денег не хватает. Отдыхаем на Волге. Родители небольшую дачку купили недалеко от города, там и проводим время.